Из детских воспоминаний писателя складывается сюжет пьесы. Фото с сайта www.teniteatr.ru
В Детском театре теней поставили спектакль «Так и не написанная история», посвященный 200-летию со дня рождения Федора Достоевского. Лариса Волкова выступила как режиссер и автор инсценировки, соединив рассказы «Мальчик у Христа на елке» и «Елка и свадьба». Главная роль принадлежит Виктору Скрябину – он исполняет роль бедного писателя, который вынужден что-то срочно сочинить и опубликовать, дабы заплатить долг сварливой квартирной хозяйке.
Художник Виктор Платонов воссоздал на сцене обстановку убогой, но несколько сказочной комнаты. Один ребенок в зале даже шепотом спросил у мамы, а где писатель спит, ведь у него нет кровати. Это правда, зато есть табуретка – на ней можно задремать, нахохлившись, как воробей, – и конторка для работы. Такой приют неспокойствия, трудов и выгорания. Как можно сосредоточиться и писать, когда то и дело приходится дуть на ладони, пытаясь хоть немного согреться?
В постановке интересно сочетаются живой план и кукольный. Тень несозданных произведений колышется не только в фантазии автора ненаписанной истории, но и за окном. На дворе ночь, в свете фонарей падают снежинки. Мы видим силуэт нищего мальчика – ребенок бродит по улице и просит у прохожих копеечку. Главный герой хочет выбежать и подать ему милостыню, но из-за двери грозит рука – старуха напоминает, что он опять задолжал за жилье. От безысходности он достает стопку бумаги и начинает набрасывать сюжет. На стены комнаты проецируются черновики с ожившими рисунками самого Федора Михайловича. Мечтатель вспоминает свое детство, рождественскую елку, девочку из богатого дома, в которую был влюблен. Из этих мимолетных картинок складывается его новое произведение.
Неожиданно в дверь стучат ряженые, но дать-то им нечего, кроме старой игрушки, которую дети тут же бросают обратно – кому нужна такая ерунда? Опечаленный герой возвращается к своей конторке, и трогательная разбитая заводная кукла становится тенью, перемещаясь в сказочный мир – в ту рождественскую залу с большой елкой. Когда писателю все-таки удается улизнуть от хозяйки, он исчезает со сцены и сам превращается в теневую куклу. Теперь действие разворачивается только на экране. По петербургским улицам XIX века гуляют зеваки: они забавляются, глядя на медведя, которого таскают на поводке. Мимо толпы бежит наш герой – должно быть, в редакцию толстого журнала. Чем закончилась его история?
На пороге церкви появляется девушка и немолодой богатый господин, ее жених. Но такая развязка слишком болезненна для автора. Вернувшись домой, он пишет стихотворение «Рождественское» (его автор Саша Черный), которое тут же читает вслух. Пространство теряет очертания, из плана бытового мы переносимся в план притчевый. В яслях спит Христос, вокруг собрались звери, чтобы посмотреть на новорожденного Спасителя, и только глупому ослику ничего не видно. Но происходит чудо, и младенец шепчет: «Смотри скорей». Эти слова обращены и к самому писателю, который не понаслышке знает, как много в мире страданий и несправедливости. И только творчество приносит людям свет, подобно рождественской звезде, и возвращает душам детскую чистоту.
комментарии(0)