0
5812
Газета Культура Печатная версия

25.04.2021 18:58:00

В Новой Третьяковке открыли российско-немецкую выставку о романтизме с политическим подтекстом

Свобода в лабиринте

Тэги: третьяковская галерея, выставка, свобода, романтинз, германия, россия, лабиринт


третьяковская галерея, выставка, свобода, романтинз, германия, россия, лабиринт Эта выставка – один из крупнейших международных проектов Третьяковки. Фото агентства «Москва»

Открытие выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» из-за пандемии переносили несколько раз, в этом смысле проект открылся практически вопреки обстоятельствам. Как говорят в Третьяковской галерее, это и первая попытка сопоставления художественного стиля в двух странах, и один из крупнейших в истории музея международных проектов, созданный с Государственными художественными собраниями Дрездена и открывшийся в рамках Года Германии в России. Немецкая версия проекта откроется в дрезденском Альбертинуме осенью. Огромный корпус произведений искусства и архивных материалов, около 300 экспонатов, собирали по 38 музеям и частным коллекциям России, Германии, Штатов и Эстонии. Но это просто цифры. Кураторы Людмила Маркина, Сергей Фофанов и Хольгер Биркхольц и мировая знаменитость, американский архитектор Даниэль Либескинд превратили их в сложносочиненное высказывание об истории идей, о художественном стиле в контексте большой истории и культуры, о рифмах между XIX веком и веком XXI.

001.jpg
Фото автора
Увы, в России теперь редки выставки, над которыми хочется долго размышлять после того, как выйдешь из музея. Пришел, увидел, сфотографировал – почти спринтерский формат стал привычным для публики и вынужденным для музеев, которых Минкультуры нацелило на рост посещаемости и самостоятельный заработок. Как редки у нас стали выставки диалогичные и умеющие задавать вопросы. «О свободе мечтают во времена несвободные. Это происходит и в Германии, и в России», – этими словами открывала выставку директор Альбертинума Хильке Вагнер, говоря о ее политическом аспекте.

Романтизм с его хронологическими рамками начала Великой французской революции и европейских революций середины XIX века выплескивается на зрителя огромным массивом самого разного материала. От Наполеоновских войн (и сапог Наполеона с распоротым сзади – после ранения – голенищем) и того, как они меняли самосознание в разных географических точках, до, например, библейских эскизов Александра Иванова, от шубертовского «Зимнего пути» до печально-протяжных звуков музыкальных инструментов, поврежденных войнами, найденных Сьюзен Филипс и обращенных в современную и вечную метафору замолкающих голосов. От проектов Конституции, написанных декабристами, от Саксонской конституции до, например, Манифеста Коммунистической партии, появившегося в 1848 году. Слова «Призрак бродит по Европе…» сейчас не без иронии связывают с концом эпохи романтизма, перевернувшим важный для нее образ.

Выставка рождается в найденных кураторами сопоставлениях так, как из клубка штрихов проявляется образ целого. Она не только, а иногда не столько про конкретные произведения и вообще изобразительное искусство, но про мировидение и идеи. О невозможности свободы и свободе; о мире природы с ее величавыми (и часто воображением сконструированными) «ландшафтами души»; о (со)обществах, братствах и эскапизме мятущихся душ; об интерьерах и о внутреннем мире; о понятии Родины, пришедшем на смену понятию Отечества; о религии и об Италии как извечной грезе и вере художников, причудливым образом рифмовавшей пейзажи немецких и российских авторов. И даже о том, почему именно в эту эпоху стали ценить эскизы. О Каспаре Давиде Фридрихе (и во многом ему противоположных других романтиках – назарейцах) с его грезами о средневековой архитектуре, о Венецианове (которого тут разглядывают подробнее Кипренского и которого неожиданно, но метко рифмуют с Николаем Полисским) с его бегством в свое имение, с его смелостью допустить в живопись романтизированный образ крестьянства, народа на фоне идиллической родной сторонки – смелостью, важной в десятилетия после войны 1812 года.

002.jpg
Фото автора
Ни в широких складках исторических сломов, ни в эдаких типологических рядах, в которые часто поставлены картины, сейчас не потеряны детали, порой удивительные. Это касается и главных героев выставки, данных крупных планом Фридриха, у которого благодаря Жуковскому были особые связи с Россией и императорским двором, и Венецианова, Иванова и плохо известного в России Карла Густава Каруса, медика, к которому приезжал Гоголь, и ученика Фридриха. В ряду ивановских эскизов к «Явлению», в его поисках видно, как художник ментально ищет образ, а физически его порой разлагает, дробит, и это уже предвестник более поздней художественной оптики. Как ее предвестником стали довольно неожиданное, неизвестным отечественным художником написанное «Отражение в зеркале», картина в картине, зазеркалье, вход в которое обозначен складками белой ткани, – и поразительно неожиданная «Комната для занятий. Вид сверху», тоже авторства российского анонима, в 1848-м предугадывающая абсолютно родченковский по динамизму ракурс. Или еще тут как бы между делом показывают «Вид на взморье в окрестностях Петербурга»: созданный 19-летним Айвазовским, еще не нашедшим свой фирменный стиль, что потомкам набьет оскомину, пейзаж, оказывается, даже некоторым искусствоведам напомнил Фридриха. Этот проект – и про «точки бифуркации» тоже. В том числе потому так удачно выглядят диалоги федотовского «Анкор, еще Анкор» и перформанса романтика современного искусства Андрея Кузькина «По кругу» или полных мистицизма пейзажей романтиков и мрачной видеофрески Гвидо ван дер Верве с бесконечным движением художника по льду и бесконечно же «преследующим» его ледоколом.
 

003.jpg
Фото автора

Романтизм, говорит выставка поверх всех собранных тут линий, был временем рождения современного сознания с его противоречивостью, издерганностью, вечной неудовлетворенностью и вечными же поисками. Классицизм с его ригоризмом и четкими рамками норм такого бы сделать не смог – романтизм, конечно, в итоге тоже создал рамки, но то были рамки подвижные, проницаемые, как поиск пути – одна из основных метафор романтиков. Для Фридриха религиозным мистицизмом была проникнута сама природа, а художник более «головной», назареец Овербек «Триумфом религии в искусстве» цитировал ватиканскую «Диспуту» Рафаэля. Брюллов между романтизмом и академизмом в итоге выбрал последнее, его «антагонист» Иванов – первое.

О выборе здесь очень много внутренних сюжетов. И выстроенный Либескиндом лабиринт, до неузнаваемости трансформировавший главное выставочное пространство Новой Третьяковки, становится гипертекстом, переплетающим, разделяющим и объединяющим линии выставочного диалога. Лабиринт – тоже метафора выбора дороги: «Романтизм погружает нас в то особое таинственное измерение, в котором, чтобы найти путь к истине, человеку необходимо сперва заблудиться». Выход из этого лабиринта, как и в жизни, для разных людей окажется с разной стороны. Это одна из лучших у нас выставок за долгое-долгое время. 







Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


5_9165_news1

5_9165_news1

0
7822
Будущее Германии видят без «Зеленых»

Будущее Германии видят без «Зеленых»

Олег Никифоров

Немецкие политики предлагают варианты выхода из кризиса

0
11595
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10289
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7391

Другие новости