0
4666
Газета Культура Печатная версия

18.04.2021 16:33:00

В Музее-заповеднике "Царицыно" продолжается проект "Роман готического вкуса"

Птичий концерт: от ассамблеи к меланхолии

Тэги: выставка, царицыно, сергей хачатуров, птичий концерт, франс снейдерс


80-6-4480.jpg
Птицы метафорически выпорхнули
на свободу.   Фото автора
Кураторская эпопея Сергея Хачатурова «Роман готического вкуса» началась в «Царицыно» в конце 2016-го выставкой «Ожившая пьеса императрицы». За ней последовали проекты «Призрак-РыЦАРЬ» и «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня» (см. «НГ» от 06.08.18). Новый виток кураторских размышлений о древности и современности назван «Птичьим концертом» по картине Франса Снейдерса, а его жанр определен как выставка-перформанс.

Сергей Хачатуров – куратор и арт-критик, любящий музыку и театр. Его проекты – проекция его интересов вплоть до коллекционирования фигурок сов. Он микширует виды искусства и эпохи, опрокидывая их друг в друга и ища в современности отклик на древность: пышное барокко эпохи Снейдерса с удивлением смотрит в сегодняшнее кибербарокко, идеи античности с кинетическим фонтаном Герона Александрийского, включавшим птиц, – на избыточную, трешевую инсталляцию Петра Дьякова и Леонида Цхэ из группы «Север-7». Но как историк куратор остается верен этому самому изобразительному искусству, смелость сопоставлений не отменяет тактичного отношения к первоисточнику.

Танцуют от эрмитажного «Птичьего концерта» Снейдерса (появляется он, разумеется, в репродукции, встраиваясь в линию сопоставлений некоего воображаемого музея, где промелькнут и Босх, и Бойс). Живописец по-фламандски гедонистичных съестных лавок, Снейдерс был одним из тех, кто в окончательно структурировавшем живопись по жанрам XVII столетии увлекся анималистикой, в частности – птичьими концертами, чем спровоцировал интерес к этому сюжету среди современников. Обильный искусством век оставил потомкам много загадок и толкований. В эрмитажном объяснении картины сказано, что тема заимствована из басни Эзопа «Сова и птица», что в Средневековье она была перетолкована как религиозная аллегория – но Снейдерс эту линию не продолжил, а решил подивить публику «невероятным богатством пернатой фауны». В Прадо, где хранится еще два снейдеровских «Птичьих концерта», напротив, в подтексты верят. С одной стороны, говоря о религиозной аллегории, культе Богоматери птиц, утвердившемся с XIII века у францисканцев. С другой – об аллегории слуха и сове (она часто руководит собранием пернатых) как олицетворении этой аллегории, о птичьем пении как символической отсылке к гармонии мира природы, отсюда переходя к более широким аллюзиям на социальный и политический порядок. В теперешнем воображаемом музее птицы выпорхнули из клеток на свободу (и клетки остались артефактом заточения, отбрасывая на стену ажурные тени в «Каскаде птичьих клеток» работы Егора Кошелева), как выпорхнули из нее фантазии куратора и художников. Этот воображаемый музей здесь формируется из комнат «Ассамблея», «Кунсткамера», «Плен» и «Меланхолия». «Ассамблея» – «точка сборки», торжественное собрание всего и вся о птицах, от старинных (правда, не современных Снейдерсу) гравюр и фарфора до видеоперформанса – сделанной силами мастерской Виктора Рыжакова в декорациях царицынского парка вариации на тему чосеровского «Парламента птиц», где в День св. Валентина пернатые ищут себе пару. От сегодняшних вариаций на тему «птичьих» поговорок и полотен XVII века (напоминающая огромное оригами инсталляция Егора Плотникова «Каждая птица поет как умеет» отсылает и к нидерландской пословице, и к воспоминаниям о баснях Эзопа) до кураторского видеопослания (оно же выложено на музейном сайте), подробно толкующего работу фламандца и выставку в целом. В частности, возвращая разговор к францисканцам, Сергей Хачатуров вспоминает, что Снейдерс им благоволил, а благодаря ним (св. Франциск проповедовал птицам) птицы стали считаться «образом религиозного благочестия», а их концерты – «символом любви, гармонии и чистой молитвы».

В выставочном экскурсе, кунштюке, лабиринте мыслей, образов, рифм и аналогий к снейдерсовской теме сова – главный герой или по крайней мере непременный участник. У фламандца она была капельмейстером. У Плотникова, похоже, тоже. В «Фонтане» у Дьякова и Цхэ, напоминающем огромный стол в мастерской или верстак, сова задумчиво внимает процессу будто бы на наших глазах рождающихся форм. В серии картин Кошелева, варьирующей птичий концерт применительно к разным эпохам в искусстве, сова появляется с черным квадратом в клюве.

Разделы выставки работают одновременно как способы хранить искусство, и тут куратор не просто действует по принципу контраста (ассамблея, кунсткамера – понятно, а «Меланхолия» мыслится как сквот), но, кажется, вкладывает сюда мотив vanitas. От ассамблеи действо переходит к сквоту-меланхолии, центром которого оказывается увенчанный павлиньим хвостом казенный шкаф, испещренный граффити. Внутри него – птицы советской выделки («Шкаф, где стая» Владимира Карташова, Moa Pillar, Филиппа Шейна), вокруг – холсты Карташова, превращающие птичий концерт в фоновый, снова намеренно трешевый показанный элемент масскульта. Меланхолия, как известно, – тоже способ и смотреть на искусство, и его создавать.

Благодаря профессору Московской консерватории Ларисе Кириллиной ноты перед совой с петербургского снейдерсовского полотна удалось идентифицировать как «запись многоголосого канона, любимой вокальной формы во Фландрии эпохи художника»: его исполнение требует идеальной согласованности, как сказали бы сегодня, умения участников работать в команде.

К теме «Птичьего концерта» тут подбирают попурри вариаций и развитий. То есть выставка – еще и про диалог. Его ведут то в согласованности, то намеренно уводят в хаос, то в меланхолию. В искусстве (Сергей Хачатуров считает картину фламандца «универсальным посланием – аллегорией отчаянного поиска гармонии мира»), как и в жизни, коммуникации это не противоречит, когда участники умеют друг друга слышать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10284
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7385
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
7271
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
6837

Другие новости