0
3972
Газета Культура Интернет-версия

15.04.2021 21:25:00

О свойствах страсти

В петербургском МДТ поставили поэтический спектакль


Фото предоставлено пресс-службой театра

В Малом драматическом театре – театре Европы состоялась премьера, точнее – генеральная репетиция со зрителем спектакля «Из фрески в вечность. Вечер поэзии. Поэты-шестидесятники, их учителя и предтечи». В название вынесена строка из стихотворения Бориса Слуцкого. Этот поэтический спектакль продолжает традиции 60-х, к примеру, популярных представлений театра на Таганке, но в то же время характеризует и стремления наших дней.

Режиссер – знаток поэзии и стихосложения Валерий Галендеев, художественный руководитель постановки стал худрук театра Лев Додин.

Я принадлежу к поколению, о котором Роберт Рождественский писал: «В поэзию кидается Россия, как ливень – в лето, как апрель - в весну». К сожалению, сегодня стихотворные пьесы, как и поэтические спектакли, почти исчезли со сцены театров и концертных залов.

Неискушенного зрителя программка к этому спектаклю может ввести в заблуждение. Против имен поэтов Пастернака, Блока, Маяковского, Есенина Ахматовой, Цветаевой, Бродского и далее стоят имена актеров. Высвечивается строгая, почти пустая сцена (художник Александр Боровский, художник по свету Дамир Исмагилов), и Сергей Курышев своим всегда узнаваемым, чуть глуховатым голосом читает «о свойствах страсти» («Во всем мне хочется дойти до сути…»); звучит «Незнакомка» Блока в исполнении Артура Козина.

Спектакль медленно набирал силу. Зал разделился – часть его погрузилась в поэзию, более молодые зрители, несколько удивленные и, возможно, даже ошарашенные, настороженно внимали стихам, постепенно подпадая под их власть. Актеры нескольких поколений по возрасту совпадают с возрастом, в котором поэты написали те или иные строки. Так, на сцене есть три Цветаевых, три Ахматовых, три Бродских и вечно юные Евтушенко, Вознесенский и Рождественский.

Драматургия вечера досконально продумана. Переломным моментом – стало стихотворение поэта - фронтовика Бориса Слуцкого

«Как убивали мою бабку». У Олега Гаянова оно звучит трагически и в то же время мужественно. Актер передал мощь этих строк, взяв зал в плен. Тонко раскрыли меняющийся образ Марины Цветаевой юная Анна Завтур, Надежда Некрасова и Марина Гончаренко. Покорила Наталья Акимова – Ахмадуллина, передав нерв и искренность ее стиха и самым непостижимым образом, без намека на портретный грим, заставив воочию увидеть неповторимую Беллу. Все участники спектакля обходятся без портретного грима, изобретательных мизансцен, аксессуаров, намекающих на эпоху, взяв на себя смелость говорить от имени великих поэтов, выразивших свою эпоху так, что это стало нашим личным достоянием, и их лирические исповедальные строки мы присваиваем себе.

Спектакль выстроен так, что кульминация приходится на финал. В поэтическом материале особое место занимает поэзия разных лет Анны Ахматовой, являя разные ипостаси ее личности и творчества. Страстная, с огромным темпераментом Ирина Тычинина с фреской «Есть три эпохи у воспоминаний» из «Северных элегий», сдержанная Елена Соломонова со «Слушая пение», навеянное «Бразильской бахианой» Вила-Лобоса в исполнении Галины Вишневской, передали музыку ахматовского стиха с всей его изысканной нюансировкой, предварив «Реквием», венчающий спектакль, с трагической силой исполненный Татьяной Шестаковой. В мгновение ока возникают сутками стоявшие «под красною ослепшею стеной» петербургской тюрьмы Кресты. Внешнее спокойствие актрисы, отсутствие мизансцен высвечивало темперамент мысли, высокий накал чувств, внешне не проявляемых, давших почувствовать, как в античной трагедии, всю огромность горя отдельного человека и страны.

Малый драматический театр в сложнейший момент истории, когда мир поразила пандемия, от проблем быта призывает перейти к проблемам бытия.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
795
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
410
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
362
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
100

Другие новости