Актриса Елена Сапегина получает премию за исполнение роли Аркадиной в балете «Чайка». Фото © Музыкальный театр Карелии
В Музыкальном театре Республики Карелия прошла церемония награждения Высшей республиканской театральной премией «Онежская маска» по итогам двух театральных сезонов (2018/2019 и 2019/2020). Лучшим спектаклем была признана «Сказка о рыбаке и рыбке» Театра кукол Республики Карелия. Семь масок досталось артистам Музыкального театра.
Когда по потемневшему зрительному залу к сцене неспешно прошествовала болтливая парочка комических старика и старухи – Оберона Анатольевича и Оливии Максимовны, заядлых театралов-шекспироведов в исполнении Виктории Федоровой и Георгия Николаева, и дребезжащими голосами начала впопад и невпопад вспоминать свое бурное прошлое, сравнивая его со стремительно несущимся настоящим, сомнений в том, что скучно не будет, не осталось и следа. Уютный, щедрый и вольный, настоящий капустный дух с импровизацией во главе рецептуры, почти выветрившейся в двух других столицах, царил здесь как в старые добрые времена. Сценарий церемонии оказался построенным как большой оммаж автору бессмертного «быть или не быть», а центральным номером трехчасовой программы стала уморительная небылица «Гамлетище», поданная как ночная читка и прочитанная артистами разных жанров, включая театры кукол и солистов оперы. На рифмы сказок «дедушки Корнея» легли трагические судьбы Офелии и Гертруды, Гамлета и Полония, обряженных в ритмы Мухи-цокотухи и Крокодила, Айболита и Бармалея. Видеть ветви могучего древа Шекспира на церемонии норовили везде и во всем, в том числе и в забойных шоу-музыкальных номерах, часть которых была заимствована из мюзиклов на шекспировские сюжеты, среди которых оказались «Ромео и Джульетта» и «Укрощение строптивой».
Под прикрытием Шекспира мюзикл в театре оперы и балета совершил мощную диверсию, даже в своих фрагментах так беззастенчиво захватывая все имеющееся пространство, словно и не оставляя никаких сомнений в том, что близок час его полномасштабного сюда прихода, чего бы это ему ни стоило. Но нельзя было не заметить, с каким бешеным азартом все артисты, среди которых были и профессиональные танцоры, и оперные певцы, занырнули в эту стихию, отдаваясь ей без оглядки. Однако особенность «Онежской маски» в том, что камнем преткновения в этой премии является вопрос, как распределять призы между драматическими и музыкальными артистами, а также между актерами театра кукол и солистами балета, когда среди имеющихся номинаций нет никаких указаний на музыкальный и не музыкальный театр, есть лишь «лучшие роли», «лучшие роли второго плана», «лучший эпизод», «лучшая роль в спектакле для детей», «лучший актерский ансамбль». Жюри каждый раз приходится ломать голову, по каким же критериям сравнивать в превосходстве 32 фуэте Одиллии с монологом Офелии, монолог Аркадиной с арией Мадам Баттерфляй, а Серого Волка с пушкинским Германом, что равносильно сравнению фигуриста и тяжелоатлета, чтобы не дискредитировать компетентность и не соскользнуть в область дилетантизма.
Если же волевым усилием удалось бы изменить правило и внедрить отдельные номинации в музыкальном театре, то Музыкальному театру Республики Карелия придется соревноваться не с Национальным театром Карелии, Театром драмы РК «Творческая мастерская», Негосударственным авторским театром «Ad LIBERUM» и Театром кукол, а с самим собой, хотя что делать, если музыкальный театр и в самом деле живет несколько по другим законам. Вывести музыкальный театр в отдельные номинации имело бы большой смысл, ведь с кем в драматическом театре сравнить, к примеру, дирижера, от чьей работы зависит исход оперного и балетного спектакля? Словом, вопросы профессиональной «диверсификации» критериев распределения остаются. Но в этом году было принято решение сделать ряд номинаций чуть более гибкими, отчего выиграли все, и каждой сестре досталось по заслуженным серьгам. Главный балетмейстер театра Кирилл Симонов получил премию критиков за современность классической хореографии в балете «Тщетная предосторожность» Герольда. А вот солист Эдуард Демидов за травестийную партию Марцелины в этом балете был вынужден получить трансгендерную награду в «Лучшей женской роли второго плана», фактически взломав узкую и негибкую номинацию. Кириллу Симонову удалось совершить виртуозно грандиозное па, сделав из балетной труппы этого театра конкурентоспособный ансамбль, способный на разные подвиги, включающие не только «Лебединое озеро» Чайковского в авторской хореографии, развивающей идеи Баланчина, но и «Ромео и Джульетту» Прокофьева, берущую во внимание лексику уже и ХХI века, и «Чайку» Щедрина, которая в новой интерпретации обрела расширенное название «Чайка. Искусство любить». За роль Аркадиной именно в этом балете получила свою премию в номинации «Форс-мажор» драматическая актриса Елена Сапегина. Нетривиальным решением жюри стало присуждение хору Музыкального театра Карелии специального приза жюри за актерскую работу в операх «Карельский пленник» Кузнецова и «Сестра Анжелика» Пуччини.
Изобилие женских побед на оперной территории доказало, что клан сопрано в этом театре сильнее и амбициознее клана теноров, баритонов и басов, которым однозначно стоит подстегнуть свои творческие амбиции и повысить бдительность и уровень конкурентоспособности – а ведь в сторону этого театра все чаще обращают свои взоры взыскательные столичные критики. Сопрано Дарья Батова неожиданно для себя оказалась в номинации «Лучший дебют» за партию Натальи в опере «Карельский пленник» Кузнецова – неожиданно, поскольку она уже давно не дебютантка, на ее счету немало партий, а сейчас она и вовсе разучивает Аиду. Меццо-сопрано Евгении Гудковой, большой мастерице своего дела, ничего не стоило и спеть, и тем более сыграть ярко характерную роль Дзиты в опере «Джанни Скикки» Пуччини в очень кинематографичной постановке Франка Маттуса. «Лучшей женской ролью» справедливо была признана сопрано Наталья Ландовская за титульную роль Анжелики в опере «Сестра Анжелика» Пуччини.
Петрозаводск–Санкт-Петербург
комментарии(0)