0
4109
Газета Культура Печатная версия

04.04.2021 17:56:00

С обратной стороны искусства. В ММСИ зрителю показывают невидимое

Тэги: ммси, выставка, коллекция


ммси, выставка, коллекция Экспозиция – словно пропуск в лабораторию художника. Фото ММСИ

Программа «Коллекция. Точка обзора» стартовала в Московском музее современного искусства (ММСИ) в 2017-м, задолго до пандемии, заставившей культурные институции переключить внимание с привозных проектов на свои коллекции. Камерные выставки, показывающие, как по-разному можно говорить об искусстве, проходят на площадке Образовательного центра ММСИ в Ермолаевском переулке, и очереди туда, конечно, не стоят. А между тем это экспериментальное пространство, каких в московских музеях осталось совсем немного. Сейчас, например, куратор Катерина Зайцева сделала выставку «Всё наоборот!» – о весьма насыщенной, но скрытой от посторонних глаз жизни оборотной стороны работ.

Редко когда зрителя допускают до изнанки искусства. Чаще знакомство с произведениями осуществляется «с парадного крыльца», с той самой стороны, которая стала (считаться) «окончательной». Связанные с оборотной стороной жизни живописи и графики нюансы оказываются скрыты от публики вместе с рисунками, надписями и т.д. Но хочется знать больше, и, с одной стороны, сегодня в моде форматы индивидуальных экскурсий, рассказы о творческой кухне художников и т.д. А с другой – музеи решаются показать скрытое-неочевидное-заново-открытое не так уж часто, из московских проектов последнего десятилетия можно припомнить, пожалуй, две выставки Третьяковки – «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги» 2014 года и «Тайны старых картин» 2016-го. В общем-то, нынешний разговор об оборотах работ – звено той же цепи.

Художников от Родченко, ученика Малевича Эдуарда Криммера, Владимира Лебедева, Оскара Рабина (с ранними, конца 1950-х, реалистическими рисунками, еще не предвещавшими будущего характерного стиля, – с ценой похорон и штудией с лошадью) и до Ирины Кориной, Таус Махачевой и Хаима Сокола куратор распределила по разделам «Обратная связь», «Биография картины», «Потустороннее», «Разрушение иллюзии», «Лаборатория на обороте», «Кто кого» и «Метафизика повседневности». К этому добавляются видеоинтервью с реставраторами и хранителями и необычные выгородки, специально придуманные под выставку сотрудниками научного отдела музея, чтобы показать искусство с лица да с изнанки (когда это оказывается невозможным, оборот воспроизведен в виде репродукции).

Один из создателей общества «Маковец», автор его манифеста, в 25 лет нелепо погибший под колесами поезда, Василий Чекрыгин успел создать легко узнаваемый стиль. Его рисунки – экспрессивное тление черно-белых пятен. В ММСИ тоже такой имеется, это штудия 1921 года с мальчишеской возней времен чекрыгинского преподавания в художественно-промышленной мастерской при типографии Сытина. Катерина Зайцева рассказывает, что, когда музей готовил выставку и провел реставрацию, из этой единицы хранения в итоге вышло две. Возможно, чекрыгинский рисунок связан с замыслом «воскрешающего музея», который он разрабатывал, вдохновившись идеями «общего дела» Николая Федорова. Поначалу думали, Чекрыгин рисовал на обороте работы какого-то ученика (совершенно другое по характеру, примитивистское изображение сидящего юноши), ставшей ненужной. После реставрации стало понятно, что это не так: эскиз был сделан на очень тонкой бумаге, и потом, чтобы спасти работу, к ее обороту подклеили другой лист. Теперь их снова разделили и экспонируют бок о бок.

Имя Александры Корсаковой (1904–1990), учившейся в Государственных свободных художественных мастерских Нижнего Новгорода, затем во ВГИКе, работавшей с Татлиным над спектаклями Товстоногова, занимавшейся иллюстрацией, – сегодня подзабыто. В разделе «Биография картины» выставлен ее поздний, 1980 года, холст «Эмигранты», решенные в охристо-голубой гамме печальные силуэты и лица. Оказывается, на обороте картины она оставила загадку – обобщенный портрет, еще одно лицо-маска, впрочем, говорят, не связанное с основной сценой. Однако, когда видишь их оба, в смутных, беспокойных очертаниях видится какая-то общность, даже если это вышло неосознанно. А если вспомнить мастерский графический портрет Татлина работы Фалька с нынешней его ретроспективы в Новой Третьяковке – портрет, создающий образ уже самой прорисовкой мимических морщин, – то пытаешься и в корсаковском портрете с оборота «узнать» те же черты. Хотя это, конечно, лишь домыслы: модель неизвестна.

Еще один поворот сюжета связан со всевозможными надписями, от штампов, фиксирующих перемещения и выставочную судьбу работ, до развернутых авторских посланий на оборотах. «Форма мысли Мозга Вечности жизни» Натальи Пархоменко – то картина, то игра в секретики. Пока на лицевой стороне царствует почти геральдическая в своей симметрии беспредметная композиция, оборот напоминает внутренность ящика, где того гляди «разомкнутся», как затвор объектива, «створки»-дощечки, а над ними помещен витиеватый текст с пассажем о «процессе жизни Материи обратимом и повторяющемся до Бесконечности в постоянстве формы Мысли…».

Другая тема, обозначенная здесь «Кто кого», выводит на более общий вопрос об экспонировании работ и о том, что и в каких случаях считать «главным» и «второстепенным» изображением. Затруднительно ранжировать по значимости два рисованных автопортрета Эдуарда Штейнберга.

Вопросов «А почему так?» (отчего, скажем, родченковская пловчиха прыгает в воду с оборота фотографии со скачек, на которой в самых неожиданных местах вклеены вырезки с немецким готическим шрифтом?), «А как эти вещи соотносятся?», «А как это показывать?» возникает много, и это самое интересное. Вроде бы давно законченные работы словно продолжают (транс)формироваться в зависимости от того, что о них известно или еще предстоит выяснить. Им позволяют «проговориться» о том, о чем в публичном пространстве выставок они привычно вынуждены молчать. «Всё наоборот!», по словам куратора, не исчерпывающее исследование, а его отправная точка, «постановка вопроса». Зритель воспринимает это как пропуск в лабораторию – и художника, и музейных сотрудников. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10706
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7739
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
7604
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
7057

Другие новости