0
4304
Газета Культура Печатная версия

30.03.2021 17:52:00

Игры с тенью Вадима Репина. VIII Транссибирский арт-фестиваль открылся сочинением о раздвоении личности

Тэги: транссибирский арт фестиваль, олег белый, вадим репин


транссибирский арт фестиваль, олег белый, вадим репин Вадим Репин и Александра Конунова впервые в России исполняют пьесу Марка-Энтони Тёрниджа. Фото Александра Иванова ©пресс-служба фестиваля

Стартовал один из крупнейших музыкальных форумов страны, вот уже несколько лет обогащающий культурную жизнь Сибири. К счастью, испытания пандемией Транссибирский выдержал на «отлично», учитывая, что в прошлом году он прошел в смешанном формате (онлайн и офлайн) и, оказавшись растянутым по времени, закончился буквально три месяца назад. Стоит только восхититься самоотверженной работой организаторов во главе с продюсером Олегом Белым, которые смогли за столь короткое время собрать новый форум. Впрочем, его бессменный художественный руководитель, скрипач Вадим Репин признался, что уже успел соскучиться по публике и по выступлениям на сцене Концертного зала имени Арнольда Каца и на других площадках, тем более, как он выразился, «сегодня на планете существует мало мест, где проходят концерты».

Нынешний фестиваль, охватывающий сразу несколько городов (Новосибирск, Красноярск, Москва, Самара и др.), впечатляет широким спектром камерной и симфонической музыки самых разных стилевых направлений, присутствием в программах российских и мировых премьер (среди которых особое место занимают сочинения, заказанные современным композиторам) и, конечно же, списком участников фестиваля: это и давние партнеры Вадима Репина виолончелист Пабло Феррандес и пианист Денис Кожухин, дирижеры Шарль Дютуа и Казуки Ямада, пианисты Николас Ангелич и Николай Луганский. В самом начале фестивального марафона новосибирцы посетили концерт Игоря Бутмана: знаменитый саксофонист вместе со своим квинтетом (Олег Аккуратов, фортепиано; Сергей Корчагин, контрабас; Эдуард Зизак, ударные; Евгений Побожий, гитара) и инди-соул-певицей Фантине исполнил как классические джазовые и эстрадные хиты, так и зажигательные импровизации. А на закрытии Транссибирского ожидается без преувеличения грандиозный тандем сразу двух коллективов: Новосибирского академического симфонического оркестра и Симфонического оркестра Мариинского театра, Томаса Зандерлинга и Валерия Гергиева за их пультами – и все это в союзе с Вадимом Репиным в качестве солиста.

Открылся же фестиваль масштабной двухчасовой программой, которую представил Новосибирский оркестр под управлением латвийского дирижера Андриса Поги. Первая симфония Иоганнеса Брамса, занявшая большую часть вечера, прозвучала по-бетховенски лирико-эпично, как некий оммаж венскому классику, кумиру Брамса, опиравшегося на его симфонизм в начале своего пути: поистине триумфально, как гимн, оркестр воспроизвел финал, напоминавший «Оду к радости» Бетховена. Другое сочинение композитора-романтика – увертюра к опере «Оберон» Карла Марии фон Вебера – задало торжественный тон фестивалю. Музыканты исполнили эту очаровательную, изобразительную партитуру легко, в едином подвижном темпе, вызвав ассоциации с полетом короля эльфов, главного героя оперы.

Кульминацией вечера стала российская премьера британского композитора Марка-Энтони Тёрниджа – Shadow Walker (на русский язык перевели как «Идущий в тени»). Название пьесы апеллирует к видеоинсталляции художника Марка Уоллингера, который исследовал траекторию собственной тени – ее существование и с телом, и автономно от него. Для отражения этой идеи Тёрнидж выбрал жанр двойного концерта, в котором солирующие скрипки вели диалог крайне экспрессивно, «на повышенных тонах». Вадим Репин и его напарница, скрипачка Александра Конунова, звучали в единстве друг с другом, но периодически каждый пытался выйти на авансцену, словно затевал игры с тенью. Экзальтированные интонации скрипок Репина и Конуновой, окрашенные в 50 оттенков самых разных красок, заставляли вспомнить оркестровые сочинения Шнитке или поздние симфонии Шостаковича (добавим еще и обилие полифонических приемов, усиливающих фактурную многослойность партитуры). Кстати, на бис музыканты исполнили как раз Шостаковича, три пьесы – прелюдию, вальс и польку, которые наконец заставили оживиться слушателей, явно загрустивших после знакомства с примером сегодняшней современной академической музыки. 

Новосибирск–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости