0
2985
Газета Культура Печатная версия

23.03.2021 17:37:00

Эрмитаж одолжил Историческому музею придворный костюм [+ФОТО]

Дресс-код по императорскому велению

Тэги: исторический музей, юбилейная выставка, придворный костюм, эрмитаж


исторический музей, юбилейная выставка, придворный костюм, эрмитаж На выставке показывают не только платья и головные уборы, но и аксессуары, чулки и другие предметы личного характера. Фото агентства «Москва»

150-летие Исторического музея будет в 2022 году, но его уже начали отмечать. «Придворный костюм середины XIX – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» – первая в череде юбилейных выставок. В Москву привезли 50 костюмов и 60 аксессуаров, в том числе шляпки и даже чулки Марии Федоровны. Супруга Александра III вообще стала главной героиней показа.

В 1831 году указом Николая I были регламентированы гражданские мундиры и придворные тоже. Что до придворного костюма, тот был регламентирован даже в случаях балов, вплоть до цвета ткани. Негласным законом для приглашенных оставалось правило не надевать «самое модное или очень дорогое».

Балы и маскарады Мария Федоровна очень любила. Но и без того основная часть привезенных сейчас а Москву костюмов принадлежала ей. Родив шестерых детей, она сохранила талию в 65 см и для современников оставалась, как сказали бы сегодня, иконой стиля. Ей многое было к лицу, она не боялась ярких цветов и рискованных сочетаний, каким организаторы считают красное с черным визитное платье, сшитое в петербургской мастерской Ивановой.

Императрица стала одной из тех монарших особ, кому шил в Париже известный во всей Европе поставщик французского двора кутюрье Чарльз Ворт, создатель первого модного дома и первых показов женского костюма с манекенщицами. Он работал для Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны, однако сохранились только наряды второй императрицы. Мария Федоровна так доверяла Ворту, что делала заказы по телеграфу.

Считается, что Ворт ввел моду шить два лифа к одной юбке (строгий – для визитов, с декольте – для вечерних приемов). У императрицы, конечно, такой костюм имелся, здесь показывают наряд из бархата клюквенного цвета. А любопытен не столько эстетически, сколько культурологически, как пример взаимовлияния интерьера и костюма, «обивочный» стиль (Tapissier) 1880-х годов. Это еще одно вортовское визитное платье для императрицы. Такие шили из материалов и с отделкой, сходными с обивочными тканями для интерьеров, имитируя даже бахрому и помпоны – помпончиками в данном случае декорирован лиф, бахромой – подол.

На выставке ведут от мундиров и дамских костюмов, в основном визитных, к балам и маскарадам, завершая маршрут свадьбой Николая II. Зритель оказывается, с одной стороны, в круге многочисленных придворных, от камердинеров до арапов и камер-казаков, а с другой – в круге ателье тех лет: помимо упомянутого дома Чарльза Ворта это петербургские мастерские Ольги Бульбенковой, Мари Нуарель и фирма «И.П. Лидваль». По пути вы попадаете в обозначенные фотообоями личные покои Марии Федоровны с домашними платьями, шляпами, туфлями, носовыми платками и чулками.

Со «сценографией» в проекте не все понятно, и принты вместо пейзажей за окном, как и помпезно-золотистые стены в некоторых залах, выглядят спорно. Но еще обиднее, когда обрывается на полуслове содержательная часть в экспликациях. В какой-то момент читаешь, что туалеты Марии Федоровны и ее придворных «оказывали влияние на развитие «петербургского» стиля в костюме этого периода». Как этот стиль распознать, к сожалению, не сказано. Между тем модельеры обращались к самым разным эпохам: тут и капот фасона «ампир» с завышенной талией, и домашнее платье, вдохновленное нарядами с картин итальянского Возрождения. Другой пример, когда жалеешь о лаконичности комментариев, связан с двумя веерами с шаржами на участников балов. Один из них представляет костюмированный бал, прошедший 25 января 1883 года во дворце великого князя Владимира Александровича. Эти веера – одни из самых необычных экспонатов выставки, выбивающиеся из общего торжественного строя. К тому же расписаны они были самим директором Императорских театров Иваном Всеволожским.

В отличие от Марии Федоровны Александр III балы считал сродни наказанию, не дал ни одного маскарада и вообще предпочитал преимущественно военную форму. То, что сейчас впервые показывают его штатские костюмы работы петербургских ателье, интересно звучит – но на деле это обычные брючные костюмы, с фраком визитный и с пиджаком прогулочный. Впрочем, общей торжественности это не мешает. 

  • Эрмитаж прислал Историческому музею в Москве поистине царский подарок...
  • Эрмитаж прислал Историческому музею в Москве поистине царский подарок...
  • Эрмитаж прислал Историческому музею в Москве поистине царский подарок...



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10978
 ВЫСТАВКА  Образ и слово. Искусство советского плаката

ВЫСТАВКА Образ и слово. Искусство советского плаката

0
4335
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
4138

Другие новости