0
3360
Газета Культура Печатная версия

07.02.2021 17:58:00

Окна нереальности. В галерее Ovcharenko открылась выставка памяти Ивана Чуйкова

Тэги: галерея, ovcharenko, выставка, иван чуйков, концептуализм


галерея, ovcharenko, выставка, иван чуйков, концептуализм Из серии «Знаки б/у». Фото со страницы галереи Ovcharenko в Facebook

В мае классику концептуализма Ивану Семеновичу Чуйкову исполнилось 85. В ноябре он умер в Германии от последствий коронавируса. Его образ и его работы – неотъемлемая часть сегодняшних выставок, вот и сейчас на ретроспективе Игоря Макаревича и Елены Елагиной в Московском музее современного искусства есть большой портрет Чуйкова, написанный Макаревичем на оконной раме как посвящение знаменитой чуйковской серии «Окна», которую он начал в 1967-м и продолжал вести в новом тысячелетии. В проекте «Тень души, но заостренней чуть», что открылся в Мультимедиа Арт Музее как размышление о пандемийном годе, показывают как раз сделанные уже в 2000-х Чуйковым «Окна». Галерист Владимир Овчаренко сотрудничал с Иваном Семеновичем с 1990-х и сейчас на Винзаводе открыл выставку «И прекрасный вид из окна» – очень краткий конспект этапов творческого пути Чуйкова.

У входа на выставку – видеоинтервью: молодой Олег Кулик беседует с Иваном Чуйковым на открытии выставки-инсталляции «Теория отражения 1». Галерея «Риджина» (ныне – Ovcharenko), 1992 год, а задумана инсталляция была, по словам художника, чуть не за 15 лет до того. Инсталляция, находящаяся теперь в коллекции Stella Art Foundation, – ядро нынешней эскпозиции. Над ней висят окна из серии «Знаки б/у» (представленной в «Риджине» в 2015-м), перед ней – эскизы работ для опять-таки знаковых серий «Окна», «Фрагменты» и т.д.

Установленные на постаментах пять узких арочных окон – что зеркала кокоток или архитектурные элементы каких-нибудь модерновых особняков. Но всё – не то. Фикция. Явный обман зрения, критика взгляда и всевозможных отражений «реальности». Есть данность картины, при всем подобии не равная привычной реальности, картина у Чуйкова не открывает окно в мир, а заставляет задуматься о том, как на нас воздействуют образы и насколько критично мы готовы к ним относиться.

Эти арочные окна – игра в отражения, исследование восприятия: перед ними появляются нехитрые натюрморты, то «отраженные» в стеклах рисунком, то – вторым таким же натюрмортом по ту сторону стекла, то не без иронии (не) обнаруживающие себя в напечатанном на стекле каком-то другом натюрморте... Вариации на тему. «Знаки б/у» – окна с огромными фрагментами то каких-то супрематических фигур, то пятиконечной звезды, то даже свастики. Художник тогда говорил в интервью, что прежде всего его интересовали идеологические знаки: «Наполняясь в разных ситуациях разными смыслами, они в конце концов теряют всякий символический смысл, но, напитавшись энергией бесконечного использования, обретают страшную, магическую силу». На что способны вырванные из контекста, но узнаваемые фрагменты? Насколько окно с наглухо закрашенным силуэтом вермееровской «Девушки, читающей письмо у открытого окна» (в витрине лежит фотография работы) может адресовать к первоисточнику, славному упоительно переданными ощущениями наполненности пространства воздухом и светом? Концептуалисты переформатировали картину, превратив ее в объект, и этот ход, в частности, вскрывал языковую игру: объект – это вещь, одновременно объект – однокоренное «объективности» слово. Объективности нет, есть вопрос восприятия, зазоров между смотрением и видением, считыванием. Чуйков – художник европейского образа мыслей.

IMG_20210204_174051_3-350.jpg
Инсталляция "Теория отражения 1" и серия
"Знаки б/у" Ивана Чуйкова.
Фото Дарьи Курдюковой
У него фикция спорит с реальностью (навязанной кем бы то ни было), иллюзия – с пресловутой объективностью. «Фикция есть то, что возникает между произведением и зрителем», – как-то написал он. Картина никому ничего не должна. Это было актуально во времена неофициального искусства и зарождения московского романтического концептуализма. Это актуально сегодня.

Первая ретроспектива Ивана Чуйкова прошла в Третьяковке в 1998 году. В 2010-м его ретроспективу устроили в Московском музее современного искусства (см. «НГ» от 11.11.10). Много лет прошло, многое было сделано – и показано в той же «Риджине». Сегодня почти все наши крупные музеи так или иначе занимаются contemporary art – нужно было бы сделать новую ретроспективу. Та, 2010-го, завершалась «Лабиринтом»: зритель уносил из него таблички с надписью «Свободны». Искусство, само мышление Чуйкова были об этом. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
572
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
549
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11367
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8144

Другие новости