0
4719
Газета Культура Печатная версия

19.01.2021 19:09:00

Галерея JART открыла год "Невинными шалостями"

Карнавал эпохи с вынутой сердцевиной

Тэги: галерея, jart, выставка, невинные шалости, технорококо


галерея, jart, выставка, невинные шалости, технорококо В «Технорококо» весь мир – в маске. Фото автора

«Невинные шалости. #ТЕХНОРОКОКО. Праздник – стиль – манифест» – проект куратора Сергея Хачатурова и художника Владимира Карташова, открывшийся в галерее JART, что квартирует в элитной новостройке на 3-й улице Ямского Поля. Редкий случай – вход в галерею платный: цены начинаются от 300 руб. Это плата за вход в мир, который, согласно манифесту нового стиля – технорококо, – «потерял плотность».

Молодой художник Владимир Карташов – участник многих проектов Сергея Хачатурова, в частности коллективной выставки «Птичий концерт» в Царицыне. Хронологически о ней бы надо писать прежде «Невинных шалостей», да музеи сейчас закрыты. В «Технорококо» у Карташова сольный выход. Прежде куратор и художник выступали в том числе с позиций кибербарокко, сейчас придумали технорококо, присовокупив к нему манифест, написанный наподобие манифестов авангарда.

Это технорококо, отталкиваясь от исторического стиля с «цивилизацией легкомысленной технократии», «узоров воображения», где «рокайльные орнаменты те же матрицы аффектов и состояний», смыкается тут с современностью, где властвуют «завитки сетевых узоров» и «вынутая сердцевина смыслов». «Галантный век» и «психоделика пиксельного мира» «компенсируют тему рассеяния идентичности», «сопротивляются эпидемиям, инкорпорируя их образ в карнавальные маски и костюмы». «Мы организуем праздник. Мы придумали новый стиль, ТЕХНОРОКОКО» – этими словами открывается нынешний манифест. И здесь можно вспомнить другой - например, выпущенный в 1913-м Ильей Зданевичем и Михаилом Ларионовым манифест "Почему мы раскрашиваемся": "Мы связали искусство с жизнью <...> Мы не стремимся к одной эстетике. Искусство не только монарх, но и газетчик и декоратор <...> Синтез декоративности и иллюстрации — основа нашей раскраски. Мы украшаем жизнь и проповедуем — поэтому мы раскрашиваемся <...> Мы же свергаем золото и каменья с пьедестала и объявляем бесценными. Берегитесь, собирающие их и хранители — вскоре будете нищими".

«Невинные шалости» – мир, где «Маскарадная лавка» перетекает в «Парковый павильон», «Лабиринт» и «Грот» (названия разделов). Здесь есть маски настоящие (перформанс-фьяба, в котором актеры театра «Товарищ» в масках комедии дель арте рассредотачиваются по выставке) и эмоциональные (принятые в обществе роли, олицетворенные сейчас старинными фарфоровыми фигурками, и становящиеся их гротескными тенями человечки, вылепленные Владимиром Карташовым). Есть холсты Карташова, у чьих героев, вне зависимости от степени их галантности или, напротив, современности, редко видны лица: их закрывают VR-очки, экран смартфона, или же лицо обращается в каменную маску, наблюдая за падающим в воду телефоном. Есть бесконечные виньетки сегодняшней дигитализированной жизни – гримасничающие эмодзи на стенах лабиринта. И есть сделанные художником специально к проекту маски. Все эти маски сделались гостями вечного карнавала, на котором эмоции и чувства заменены знаками состояний – оболочками в отсутствие той самой сердцевины, смайликами виртуальной реальности взамен живого разговора.

И знаете, эти картинки, в которых виньетки фона – лабиринта – живут равноправно с живописными панно Карташова, – могут даже раздражать. Вы их словно никак не можете запомнить, «схватить». Вычленить из потока. Это про пир во время чумы: ни то, ни другое не остановить. Ощущение, сейчас лишь усилившееся, но живущее константой в нашей современности давно.

Есть кураторы с книжным мышлением. Сергей Хачатуров из их числа. Именно через его тексты мысль (они изданы в виде газеты-каталога) здесь по-настоящему проявляется замесом рококо и современной digital-эстетики, романа Дидро «Нескромные сокровища» и овеществленных эмодзи, смелостью искать параллели культур (и разницу между ними), чтобы обнаружить, обнажить за этим праздником масок ощущение пессимистичное и страшное. Куратор запускает нас в этот лабиринт, напоминая, что мы заворачиваемся в виньетки, пытаясь спастись от пустоты. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
666
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
644
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11476
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8197

Другие новости