0
4859
Газета Культура Печатная версия

10.01.2021 16:53:00

В Серпухове представили искусство символизма и авангарда из семи российских музеев

В коммунальном соседстве переделывать мир

Тэги: пандемия, коронавирус, серпухов, музей, выставка, символизм, авангард, кубофутуризм, примитивизм

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

Полная online-версия

пандемия, коронавирус, серпухов, музей, выставка, символизм, авангард, кубофутуризм, примитивизм Музеи Подмосковья в отличие от столичных открыты. Фото со страницы СИХМ в Instagram

Пока в Москве музеи закрыты, многие люди отправились в Подмосковье. Одним из популярных в каникулы маршрутов стал Серпухов, в Историко-художественном музее которого идет выставка «Мир, сотворенный заново». Испытывающего музейный голод зрителя завлекают как могут: в праздники музей работает без выходных до девяти вечера, а потеснившую часть постоянной экспозиции новую выставку здесь представляют не иначе как «художественно-философский» проект с «87 шедеврами».

Несмотря на то что полный билет – в музей, расположенный в особняке текстильных фабрикантов Мараевых, и Покровскую старообрядческую церковь – обойдется в 800 руб., народу здесь много. Но экскурсия Ивана Волкова по старообрядческой церкви осталась самым сильным впечатлением.

Потому что проект «Мир, сотворенный заново», хотя и заявлен как новомодные музейные блокбастеры, вышел капустником хороших работ, в выставку не сложившихся. «Собирая в едином пространстве авторов самых разных направлений и стилей, мы не стали делить их на «измы», а как бы вызвали на общий разговор, диспут, предложив высказаться на несколько «вечных тем»: мир и человек в нем, смысл жизни и смысл творчества», – приводят на музейном сайте слова куратора, главного хранителя Серпуховского музея Татьяны Быковой.

Внутри музея все оказалось несколько иначе. Перенастройку художественной оптики, осуществленную символизмом и авангардом, здесь отчего-то решили зарифмовать с днями творения (название выставки инспирировано рисунком с Адамом и Евой, сделанным Константином Юоном для серии «Сотворение мира»). Зритель идет через семь залов, как через дни творения, но в теперешней версии и в последний день Творец, увы, не знает отдыха. Финальная часть «Творение рук человека» – натюрморт и урбанистический пейзаж». Хаос, свет, вода, растительный мир, анималистика, Адам и Ева и человек вообще как лейтмотивы экспозиционных глав: видимо, по этим параметрам следует искать обещанный куратором «диспут» о «смысле жизни и смысле творчества»...

А художественное развитие этим обобщениям сопротивляется. Ну, то есть, например, комментарий к «Осеннему пейзажу» Наталии Гончаровой – «дополнительную одушевленность и лиризм вносят анималистические мотивы: две овечки среди изумрудной травы и прыгающая через ручей собака» – не проливает свет на какую-то особую специфику обращения авангардистки к миру животных (возможно, потому, что анималистика вообще-то и не входила в главные темы авангарда). А пояснение к «Женщине с папиросой» кисти той же Гончаровой – «мерою авторского успеха служит не собственное совершенство работ, а производимое ими впечатление. Авангард будоражит, озадачивает, возмущает...» – и вовсе сбивает настройки в понимании специфики этого направления.

Помимо символизма и авангарда в тесное, почти коммунальное соседство попадают вдруг то ученик Поленова Василий Переплетчиков, то анималист Ватагин, отчего зритель совсем теряется в системе координат кураторского видения: кого и какой аудитории тут показывают?

Но понятно, что у экспозиции есть и другая, репрезентативная задача. В Серпуховском музее хорошая коллекция (ее digest привозили в 2008-м в Третьяковку в рамках проекта «Золотая карта России»), хороший авангард и, в частности, много разноплановой Наталии Гончаровой – и с примитивизмом, и с играми в кубофутуризм в «Письме» 1913-го. В этом собрании, к примеру, хранятся необычный, «не фирменного», а какого-то коровинского толка натюрморт Александры Экстер и непривычно линейный, графичный натюрморт Роберта Фалька. Но главное, наряду с хрестоматийно известными именами здесь дали место (в камерных залах оно и правда на вес золота) таким малоизвестным художникам, как Алексей Левин и, скажем, Казимир Зеленевский.

Левин, приехавший в Москву на рубеже 1910–1920-х по приглашению Маяковского, чтобы работать в «Окнах РОСТА», в 1920-м стал первым завотделом искусств Моссовета. В тот же год он как будто не написал – вылепил «Платок на столе», напоминающий упрямо-лаконичные натюрморты Давида Штеренберга. Зеленевский в Серпухове представлен написанным в 1917-м автопортретом с женой. Уроженец Томска, сын сосланного в Сибирь польского повстанца, Казимир Зеленевский и сам оказался в ссылке: его отправили в Тобольск за распространение в 1905–1907-м революционной литературы. Он бежал, жил в Европе, а в 1917-м вернулся в Томск. Спустя год уехал в Японию - потом опять вернулся в Россию, на этот раз в Москву, но там дела не сложились, и до самой смерти в 1931 году Зеленевский жил в Европе. Так что хотя с форматом блокбастера в музее пока не задалось, главное, само собрание – такого качества, что его можно и нужно аранжировать еще не раз.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
759
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
731
Чувство интегрального стиха

Чувство интегрального стиха

Наталья Рожкова

Теория поэзии на примере Незнайки

0
878
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11572

Другие новости