0
4569
Газета Культура Печатная версия

25.12.2020 08:00:02

4. Коронавирус ускорил цифровизацию музеев

Проблему заработка институций на интернет-контенте так и не удалось решить

Тэги: коронавирус, пандемия, covid19, самоизоляция, карантин, музеи, цифровизация, интернет, интерактив

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

pushkinmuseum_a.jpg
Новые технологии вывели отечественные музеи на мировую
арену.  Скриншот сайта www.1941–1945.pushkinmuseum.art
Пандемийное закрытие музеев не просто оставило восприимчивую к изобразительному искусству публику без необходимого ей живого диалога, как оставило музеи с огромными убытками (в Пушкинском «НГ» сказали, что в 2020-м доходы от внебюджетной деятельности сократились в 3,5 раза). «Эффект присутствия» был уведен в цифровую плоскость, и эта тенденция, с одной стороны, открыла новые перспективы, с другой – обнаружила нерешенные вопросы.


Онлайн-лекции и экскурсии – самый очевидный и наименее затратный способ выйти на просторы интернета. Вы можете «отправиться» на лекцию в Третьяковку или, скажем, на экскурсию по одной из главных выставок 2020-го – ретроспективе Рафаэля в Скудерие дель Квиринале. Другая тенденция, получившая развитие в период пандемии, – создание виртуальных панорам. Они уже в целом тоже входят в обиход (и в этом году таких много представил Пушкинский музей, оказавшийся в авангарде цифровизации), хотя в России, как всегда, медленнее, чем в мире. Такую панораму сделали к крупнейшей в истории выставке Яна ван Эйка в Генте, увы, закрывшейся досрочно. А недавно гаагский Маурицхёйс, хранящий вермееровскую «Девушку с жемчужной сережкой», сообщил, что стал первым в мире музеем, полностью оцифрованным в гигапиксельном разрешении.

Еще одна стратегия цифровизации – создание контента, не дублирующего реальность, не становящегося ее более или менее бледной тенью, а возможного только в интернете. Среди российских музеев креативнее всех тут выступил ГМИИ с проектами «100 способов прожить минуту» и «Другая война». В первом случае в Пушкинском нашли способ показать, в частности, много видеоарта (который часто удобнее смотреть дома, чем на какой-нибудь большой выставке) всем, бесплатно и не нарушая авторских прав. Во втором – рассказать о музее в годы войны, зримо соединив «тогда и сейчас».

Что бы ни говорили digital-скептики, без онлайна (при всех недостатках такого формата) современная музейная жизнь невозможна. В конце концов, цифровизация делает культурную реальность безграничной в условиях эпидемиологических ограничений и политических конфликтов. Хотя и не более живой. Качественные онлайн-проекты могут привлечь офлайн-аудиторию. В этом смысле цифровизация могла бы работать на институции: зрители соскучились. Государство за эту цифровизацию ратует, но вопрос, кто за бесплатный для зрителей контент будет платить, не решен. Публика на такое едва ли согласится. Ресурсы музеев истощены (и неизвестно, сколько еще раз им скажут закрываться). Возможность обернуть digital-развитие во благо может оказаться упущенной.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
3466
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
16629
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8370
Прогулочный театр и два века одного генеральского дома

Прогулочный театр и два века одного генеральского дома

Елизавета Авдошина

В ижевских музеях пробуют новые методы работы с наследием

0
7540

Другие новости