0
3001
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2020 19:17:00

Как Российский национальный оркестр отмечал 30-летие

Дирижер Михаил Плетнев устроил публике сюрприз и сыграл на скрипке

Тэги: русский национальный оркестр, дирижер, михаил плетнев, юбилейный концерт


русский национальный оркестр, дирижер, михаил плетнев, юбилейный концерт Фото © Пресс-служба РНО

Российский национальный оркестр (РНО) отметил свое 30-летие концертом-сюрпризом в Зале им. П.И. Чайковского. По меркам классической музыки (как раз в этот день весь мир праздновал 250-летие со дня рождения Бетховена), возраст, безусловно, детский, но в случае с РНО следует смотреть не на количество лет в биографии, а на свершения и достижения, которых оркестр сумел добиться за это время.

Авантюрная идея создать первый частный оркестр в стране, которая сама подошла к периоду глобальных исторических трансформаций, в свое время наделала немало шума. Энтузиазм молодого Михаила Плетнева и его соратников позволил собрать под знамена нового коллектива лучшие силы российской академической музыкальной сцены, и далеко не у всех это вызвало восторг. Оглядываясь назад, можно смело сказать – оно того стоило: новорожденный получился не только дерзким и чрезвычайно талантливым, но и невероятно трудоспособным и самоотверженным, а шумный интерес сопровождал РНО на протяжении всей его истории. Неожиданные коллаборации с известными музыкантами, выступления в престижных залах, уникальные записи и, как следствие, множество наград и восторженных отзывов являются достаточным оправданием для любого самого пристального интереса. Первая «Грэмми» для российского оркестра, лидерские позиции во всевозможных оркестровых рейтингах, восхищение мировой прессы – все это стало уже привычными фактами истории оркестра. Добиться этого позволили те качества, которые возникли у оркестра с момента его рождения и сопровождают его всю жизнь: безграничная любовь к музыке, безусловная готовность к служению, высочайший профессионализм и особый, присущий только РНО оркестровый дух.

Организаторы юбилейного концерта попытались отразить эти грани и особенности богатой истории РНО и в программе, и в общей атмосфере события. Удалось им это в превосходной степени. Значимость юбилея была проявлена во множестве деталей, достаточно сказать, что на концерт приехала министр культуры Ольга Любимова – и не только для того, чтобы поздравить коллектив и Михаила Плетнева со знаменательной датой, но и для того, чтобы лично вручить Михаилу Васильевичу орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Это она с успехом и сделала после того, как отзвучал первый номер программы – вальс из Серенады для струнного оркестра Чайковского. Музыка для открытия была выбрана не случайно – она исполнялась на бис в одном из первых концертов РНО в ноябре 1990 года. Случайной музыки в концерте вообще не было, как не было и случайных гостей. Жаль только, что суровые обстоятельства нынешней концертной жизни вынудили организаторов фактически опустошить зал и сделали невозможным присутствие на юбилейном концерте многих и многих поклонников Российского национального оркестра.

Тем не менее праздник получился феерический, но не поверхностный. Всем входящим в зал, например, дарили элегантную коробочку с сувениром – фирменной маской РНО (оценить глубину разработки карнавальной темы) и конфеткой, чтобы придать сладость всему происходящему. Ведущие Дарья Златопольская и Юлиан Макаров непринужденно создавали праздничную атмосферу: музыкальные номера перемежались кадрами фото- и видеохроники и трогательными рассказами об этапах непростого пути юбиляра.

Борьба с пандемией наложила свой отпечаток на событие, концерт вполне мог и не состояться, тем ценнее то, что на сцене собрались настоящие друзья оркестра: скрипачи Вадим Репин и Сергей Крылов, виолончелист и дирижер Александр Рудин, который выступил в этот вечер во множестве ролей, в том числе и неожиданных для публики, пианист Борис Березовский. Плеяду звезд в концертных номерах прекрасно дополняли солисты РНО Ольга Томилова (гобой), Андрей Шамиданов (фагот), Сергей Елецкий (кларнет), Алексей Серов (валторна) и Владислав Лаврик (труба).

Многие поклонники РНО с первых секунд отметили, что на сцене не было Алексея Бруни, первого и бессменного концертмейстера оркестра, его легендарной первой скрипки. Но Алексей Михайлович – к радости и тех, кто был на сцене, и тех, кто сидел в зале, – все-таки появился и прочитал великолепное стихотворение собственного сочинения, написанное акростихом, складывающимся в слово «тридцатилетие».

Каждый номер программы был по-своему уникален. После вручения ордена публика увидела и услышала дуэт мечты – Вадима Репина и Сергея Крылова в финале баховского Двойного концерта ре минор для двух скрипок.

Продолжили первой частью гайдновской Симфонии-кончертанте си бемоль мажор, где солировали Вадим Репин, Александр Рудин, Ольга Томилова и Андрей Шамиданов, от Гайдна перешли к Моцарту – финал моцартовской Симфонии-кончертанте для гобоя, кларнета, фагота и валторны исполнили Ольга Томилова, Сергей Елецкий, Андрей Шамиданов и Алексей Серов.

После того как оркестр показал свой мощнейший инструментальный потенциал, на сцене появился рояль – финал Двойного концерта для скрипки и фортепиано с оркестром Мендельсона представили Сергей Крылов и Борис Березовский. Мендельсона сменил Брамс – финал Двойного концерта для скрипки и виолончели с оркестром исполнили РНО и солирующие Вадим Репин и Александр Рудин. Михаил Плетнев за пультом оркестра-юбиляра, как капитан корабля, привычно и ловко руководил стремительно развивающимся действием на сцене зала Чайковского.

А далее праздничный флер, окутывающий всю программу, приобрел некий оттенок бесшабашности и даже эпатажа: в увертюре к россиниевскому «Вильгельму Теллю» Александр Рудин, выдающийся виолончелист, возглавляющий Musica Viva, один из лучших российских оркестров, занял место в виолончельной группе РНО и отыграл всю увертюру в качестве оркестранта, пусть и солирующего. Проникновенное соло Александра Израилевича не оставило никого равнодушным и виртуозностью исполнения, и необычностью трактовки, удивительно одухотворенной и бережной в музыке, которую большинство музыкантов привыкли видеть и исполнять в куда более бравурном ключе.

Праздничные проказы и веселье шли по нарастающей. В фантазии для двух фортепиано с оркестром «Helvetica» ее автора Плетнева за дирижерским пультом заменил Сергей Крылов, отложивший на время скрипку, а сам юбиляр вместе со знаменитым коллегой Борисом Березовским устроил озорной диалог-дуэль двух роялей, который привел публику в полный восторг.

Завершали концерт по-карнавальному. Пока Вадим Репин очаровывал зал знаменитым «Венецианским карнавалом» Паганини, Михаил Васильевич внимательно слушал, а когда карнавальную эстафету подхватил Владислав Лаврик, подключившись с вариациями на тему «Венецианского карнавала» Жан-Батиста Арбана, Плетнев решительно отобрал скрипку у Репина, а самого его поставил дирижировать оркестром. Не то чтобы это было совсем уж невозможным для Вадима – прецеденты дирижерской работы у него уже случались, а вот Плетнева со скрипкой мы увидели, пожалуй, впервые и не забудем этого никогда. На этом, казалось бы, юбилейный концерт и подошел к концу. На сцене появились все участники вместе с ведущими, но не тут-то было. Вадима Репина за пультом неожиданно сменил совсем уже юный дирижер – Егор Лаврик (на наших глазах возникает династия Лавриков), и под задорные звуки «Вечного движения» Штрауса пританцовывающие звезды мировой сцены все-таки попрощались с публикой.

Впрочем, движение оркестра продолжается: ближайшая встреча с юбиляром ждет москвичей 25 декабря в зале «Зарядье».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кастаньеты Страдивари

Кастаньеты Страдивари

Александр Хорт

Всякая всячина о магнолиях, алиментах и родительском воспитании

0
3967

Другие новости