Один из любимых рассказов Плисецкой прочла актриса БДТ Полина Маликова. Фото Наташи Разиной © пресс-служба Мариинского театра
В Мариинском театре прошла мировая премьера нового сочинения Родиона Щедрина «Приключения обезьяны», посвященного 95-летию Майи Плисецкой, любившей этот рассказ. Композитор определяет жанр как «музыкальное прочтение по одноименному рассказу Михаила Зощенко, концерт для рассказчика, трубы, валторны, флейты, арфы и двух исполнителей на ударных инструментах в сопровождении струнного оркестра и чембало».
Щедрин в очередной раз обращается к русской литературе: до этого были «Мертвые души», «Очарованный странник», «Левша», «Лолита» среди опер, «Анна Каренина» и «Дама с собачкой» среди балетов. В Мариинском идут все оперы Щедрина (последней была поставлена «Лолита») и три балета. При этом композитор особенно чуток к сказовому, иногда сатирическому слову, так что выбор Зощенко кажется логичным, но почему именно этот рассказ – впервые опубликованный в 1945 году в «Мурзилке», а потом и в «Звезде», после чего последовало печально знаменитое постановление ЦК партии, – становится понятным не сразу.
За кажущейся его «детскостью» проступает социальная проблематика. Искажение нормы в советской действительности высвечивается столкновением с естественным поведением обезьяны. Сбежавшая из зоосада мартышка, руководствуясь инстинктом, бежит из города, где падают бомбы, «покупает» продукты без денег, потому что хочет есть, остается лишь там, где ей нравится. Она оказывается значительно свободнее людей, а многие привычные социальные установления, регулирующие жизнь в советском государстве, увиденные через призму детскости, оказываются нелепыми. Не случайно обезьяна приходит к выводу, что в клетке зоопарка жить лучше, чем на воле. Это чутко уловили представители ЦК, их не устраивала внутренняя свобода писателя, его тонкая социальная сатира, которую хорошо чувствовала дочь репрессированных родителей Майя Плисецкая, поэтому и любила этот рассказ. Это прекрасно понимает и Родион Щедрин, достигший в советское время «степеней известных», но умевший за пафосным фасадом прятать «двойное дно» иронии и насмешки, о чем еще раз напомнила его Торжественная увертюра 1982 года, прозвучавшая в начале концерта.
При этом кажется, что вся неоднозначность «Приключения обезьяны» оставлена тексту (композитор прибегнул лишь к незначительному сокращению рассказа), который лишь остроумно иллюстрируется оркестром, расцвечивающим его яркими звуковыми красками, показывающим лейтмотивы героев, зачастую представленные сольными инструментами – духовыми, ударными, чембало и арфой. Это вызывает ассоциацию с прокофьевским «Петей и волком», тем более что главным героем у Зощенко тоже выступает мальчик Алеша Попов. Но этот Алеша почти Попович, который «так любит обезьян» и который хочет сделать из обезьяны человека, гораздо интереснее вполне однозначного Пети. У Алеши тоже есть своя лейттема, но представлена она не только инструментально, но и художественным свистом в исполнении Виктора Коротича. Вообще в партитуре много нешаблонных приемов, где оркестру приходится и «говорить», и лаять, и хлопать. И музыкантам, и Валерию Гергиеву это нравится, они буквально купаются в музыке Щедрина. Партитура требует виртуозности от инструменталистов-солистов, с которой те с блеском справляются, – Софья Виланд (флейта), Тимур Мартынов (труба), Александр Афанасьев (валторна), Эдуард Кипрский (чембало), Софья Кипрская (арфа), Сергей Буранов и Глеб Логинов (ударные).
Артистка БДТ Полина Маликова (Толстун) прекрасно прочла рассказ, его герои – и обезьяна, и Алеша, и Бабушка, и инвалид Гаврилыч – предстали интересными и смешными, да и сама она вышла в очень ярком, почти цирковом наряде, обсыпанном блестками. И все было бы великолепно, если бы не микрофон. Не верю, что Щедрин предполагал его использование, тем более что некоторые слова из-за него как-то размазались и прозвучали неясно. А ведь в Концертном зале Мариинки такая великолепная акустика.
Но все равно рассказ прозвучал очень актуально, и речь идет не только о временах не столь отдаленных, но и о сегодняшних, когда наша жизнь предопределяется эпидемией и мерами борьбы с ней. Не знаю, почувствовала ли это публика, но принимали премьеру восторженно. Не хватало лишь самого Родиона Константиновича Щедрина в зале, маэстро поднял его партитуру.
Казалось бы, мировой премьеры достаточно для полноценного вечера, но Гергиев решил задарить слушателей музыкальными сокровищами. Второе отделение было отдано Четвертому концерту Бетховена, исполненному вместе с недавним лауреатом конкурса Чайковского японским пианистом Мао Фудзитой. Лиричный, нежный, искренний, тембрально богатый Бетховен Фудзиты контрастировал с героико-эпическим оркестром Гергиева, но все вместе рождало ощущение счастья, не даром Финал концерта пришлось повторять на бис. Бетховен открыл ту тайну внутренней свободы, которая не зависит от социальных обстоятельств и пандемий, и это впечатление возврата к нормальной жизни осталось со слушателями и после концерта в Мариинском театре.
Санкт-Петербург
комментарии(0)