Фото ru.wikipedia.org/
Жертвой коронавируса стал дирижер Александр Ведерников: врачи боролись за жизнь музыканта, но болезнь не оставила шанса, музыканту было диагностировано стопроцентное поражение легких. Ведерникову было 56 лет.
Банальное «он мог бы успеть еще многое» справедливо – но справедливо, бросая взгляд на его карьеру, и то, что многое он успел: в 30 основал частный оркестр «Русская филармония» (который гораздо позже станет государственным), а в 37 стал главным дирижером Большого театра – впервые в истории театра его возглавил столь молодой музыкальный руководитель, как и другое многое, что Вередников сделал в главном театре страны. Прежде всего, вернул почти потонувшему в лихие 90-е кораблю статус главного в стране. В Большом стали ставить ведущие западные режиссеры, впервые с советских времен здесь была поставлена современная опера («Дети Розенталя» Леонида Десятникова). Ведерников отличался необыкновенным уважением к режиссерскому замыслу. Ультратрадиционному – вроде «Бориса Годунова» в постановке Александра Сокурова (но и тут, кстати, именно музыкальная идея была впереди, так как Ведерников выбрал первую редакцию оперы, тогда еще непопулярную) или экстравагантному: уже легендарный «Евгений Онегинй» в постановке Дмитрия Чернякова на долгие стал главным предметом на экспорт, объездив лучшие сцены мира. Именно на гастролях «Онегина» в миланском Ла Скала Ведерников и объявил, что покидает свой пост. За последнее время это тоже было, пожалуй, впервые – не ждать отставки (в истории Большого были случаи, когда руководители театра узнавали о ней из прессы или от вахтера, который просто-напросто отбирал пропуск и преграждал путь в театр) и не бороться изо всех сил, а найти в себе мужество уйти с высоко поднятой головой. Чего был напрочь лишен Александр Александрович Ведерников, сын прославленного баса, солиста Большого театра, обласканного званиями и должностями и органистки, профессора Московской консерватории Наталии Гуреевой , это самопиара. Возможно, именно оттого многие его опережающие время эксперименты (например, опера «Руслан и Людмила» Глинки, исполненная на исторических инструментах, сегодня точно попавшая бы в шорт-лист зрительского и профессионального интереса) не просто оставались без внимания, а проваливались.
После 2009 года, когда Ведерников ушел из Большого, начался новый виток карьеры – международный, который привел дирижера к посту в знаковом европейском театре – Датском королевском театре. Это было в 2018-м, в 2019-м же он принял приглашение стать музыкальным руководителем Михайловского театра. Здесь же прошло и его последнее выступление – в опере Масканьи «Сельская честь».
комментарии(0)