0
3809
Газета Культура Печатная версия

20.10.2020 18:14:00

Когда реклама была молода и хороша собой

Пушкинский музей показывает британский постер конца XIX – начала XX века

Тэги: пушкинский музей, выставка, реклама, искусство, британский постер


пушкинский музей, выставка, реклама, искусство, британский постер Театры тоже нуждались в рекламной кампании. Фото со страницы ГМИИ им. Пушкина в Facebook

Открывшаяся в Галерее искусства стран Европы и Америки выставка «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» – то, что надо уставшему организму холодной, дождливой осенью, особенно в год 2020-й. Куратор Ирина Никифорова продолжает доставать из музейных недр массовую печатную графику, которая от ставки на массовость не делалась хуже – помимо всего прочего не каждый день увидишь в рекламе цитаты из Мильтона. У Пушкинского музея – самое крупное в стране собрание зарубежного графического дизайна. В прошлом году куратор показывала французскую «Афишеманию» (см. «НГ» от 24.02.19), теперь предлагает зрителю с помощью 150 постеров переместиться в Туманный Альбион. И, конечно, там пользоваться подземкой, которой на выставке посвящено немало отличных плакатов.

Первая линия лондонского метро, как известно, открылась в 1863 году – а в 1908-м рекламную службу подземки возглавил Фрэнк Пик, человек деятельный и умевший находить нетривиальных авторов. Рекламные постеры лондонского транспорта вообще и подземки в частности занимают здесь много места, и, черт возьми, их разнообразию можно позавидовать. И – хотя архивная видеосъемка в залах показывает лондонские кебы – увериться, что общественный транспорт – одно из главных достижений цивилизации.

В 1914 году Томас Мэйбанк начал иллюстрировать сказочные истории Гарри Голдинга о крошках гоблинах-брауни – в том же году художник посредством рекламных постеров вывел гоблинов в непогоду лондонских улиц, дабы убедить подданных королевства пользоваться метро. «Погода приносит целый воз проблем. Подземка: хорошие поезда и никакой погоды», – так, опустив игру слов с train, можно перевести слоган, который проиллюстрирован видами площади Пикадилли в условиях туманно-облачно-дождливо-снежных превратностей погоды и скачущими меж картинок гоблинами, простуженными, чихающими, мерзнущими и т.д. С помощью метрополитена, согласно рекламе, удобнее было делать почти все: выезжать на прогулки, отправляться на пантомиму, заказывать доставку рождественских подарков и провизии домой. На плакате Альберта Морроу 1900-х годов незадачливый отец семейства дымит сигаретой, глядя на стоящие в снегу корзины и коробки, которые проще было бы отправить домой службой доставки метрополитена. Наконец, когда Эдвард Коффер в 1932 году делал постеры туристических маршрутов с идиллическими пейзажами, реклама связывала национальное настоящее с национальным прошлым цитатами, например, из «Потерянного рая» Мильтона.

Уже в 1900-м, когда в Великобритании именно художественный коммерческий постер еще сражался за место под солнцем, британский историк искусства рекламы Чарльз Хайатт резюмировал: «Художники рекламы проиллюстрировали каждый аспект нашего существования». В этом смысле реклама уравнивала в правах – и иерархии – музеи, театр, транспорт, молоко Nestle, концерн Shell, одежду, даже бумагу для самокруток из конопляного волокна (с изумрудного цвета курильщиками на плакате) и т.д.

Реклама по-английски, наконец вырвавшаяся из надменного неприятия викторианского общества, – это, конечно, диалог именно с местными жителями. Поэтому, скажем, о том, что электрообогреватели – удобно, говорит, с одной стороны, горничная, которая может не бежать растапливать камины во всех комнатах, а, отставив в сторону швабру, по-хозяйски усаживается в кресло, положив ноги на стул. А с другой стороны, терьер и бигль, сидящие на фоне электрообогревателя как символа светлого (буквально) будущего.

Не то чтобы до рубежа XIX–XX веков в Великобритании не было рекламы. Напротив. Ирина Никифорова отмечает, что именно англичане еще в XVIII–XIX столетиях придумали и конные рекламные повозки, и эффектное оформление витрин, и рекламные тумбы, и ходячую рекламу, и даже тексты на тротуарах. Однако викторианская Англия рекламное дело презирала – и профессиональные художники чурались связей с коммерческой графикой, потому с точки зрения качества это дело начало буксовать. И когда в 1880-х в рекламу пришли профессиональные художники, их смелость ситуации в целом не переломила. Только в середине 1890-х язык британских коммерческих постеров начал интенсивно меняться. В 1930-м в Лондоне было учреждено Общество промышленных художников, а шесть лет спустя Королевское общество искусств учредило награду «Королевскому дизайнеру для промышленности».

«Реклама как искусство» идет от эпохи ар-нуво, изысканно-манерной графики Обри Бёрдсли – к ар-деко. Зрителя ведут, как и в случае с французской выставкой «Афишемания», тексты к разделам и комментарии к работам, информативные и энергичные стилистически, и архитектура выставки, которой занималась Анна Каменских, выступив сколь тактично, столь и – опять-таки здесь это слово не боишься повторять – энергично. Самый скупой визуально, но интересный с исторической точки зрения – раздел «Пропаганда», где, в частности, речь идет о работе Клиффорда Роу в советском ИЗОГИЗе, а в рекрутерском плакате неизвестного британского художника времен Первой мировой войны есть явные переклички с мооровским «Ты записался добровольцем?», который появится только в 1920 году.

Пушкинский музей продолжает линию своих не узко искусствоведческих, а культурологических проектов, какими в последнее время стали и «Афишемания», и недавно завершившаяся экспозиция «Тату». Агитировать за нынешнюю выставку бессмысленно – ее название агитирует само за себя. Но в период затяжного сплина посмотреть на простые, изобретательно и разнообразно сделанные вещи хорошо – особенно когда эти вещи рассказывают о менталитете эпохи, чем и интересны культурологические ракурсы. Посмотреть – ради английского юмора, ради английского вкуса, ради того, чтобы узнать, какое ко всему этому отношение имеют Медичи (пусть и «Медичи XX века»), Станиславский и анималист Ватагин. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
857
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
823
Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
2639
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11677

Другие новости