0
3408
Газета Культура Печатная версия

20.10.2020 18:09:00

Фестиваль "Территория" открылся концертом музыки современных композиторов

Не выходи из комнаты, слушай музыку

Тэги: фестиваль, территория, концерт, музыка, цим


фестиваль, территория, концерт, музыка, цим Практически во всех сочинениях присутствовала видеопроекция. Фото с сайта www.meyerhold.ru

В Центре имени Мейерхольда (ЦИМ) прошел проект «Русская музыка 2.0», в котором были представлены пьесы, написанные лауреатами фонда Aksenov Family Foundation. Восемь мировых премьер были объединены в программу, театральную форму которой придал режиссер и худрук ЦИМ Дмитрий Волкострелов.

Действо было разделено на три блока с получасовыми антрактами (во время которых все отмечали успех проекта бокалом шампанского). Тем, кто не рискнул провести четыре часа в тесном кругу знатоков новой музыки и неофитов, было предложено посмотреть онлайн-трансляцию (кстати, очень качественного и профессионального уровня съемки). Исполняли опусы лауреатов два опытных коллектива, способных прочесть любую, даже самую изощренную партитуру: Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и Questa Musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского.

Восемь мировых премьер представляли собой органичный синтез музыкального, визуального и перформативного. Каждая партитура (за исключением той, что включала в себя видеоряд) демонстрировалась на экране, позволяя музыкантам в зале следить за процессом, а немузыкантам понять, когда же конец. Фрагмент партитуры был дан и в программке наряду с авторскими высказываниями, резонирующими с тем, что звучало со сцены и вскрывающими много любопытного. Например, слушая quasi импрессионистскую пьесу Revisite Дмитрия Бурцева, ни за что не догадаешься, что на самом деле автор исследовал французскую барочную музыку, а Angel Дарьи Звездиной – никакой не ангел, а «существо, которому ведомо только значение». Другой лауреат программы, довольно крупный и маститый композитор Борис Филановский представил пьесу Aria tutti, отсылающую к заключительному хору из «Кетенской траурной музыки» Баха, – обыгрывая название, объединил личное и массовое, соло и ансамбль. Получилась диссонирующая, немелодичная «ария наоборот», напрочь стирающая природу жанра. «До одиннадцати песен» Даниила Пильчена и Morendo Марка Булошникова – две неспешные медитативные композиции, погружавшие в процесс развертывания времени, появления из тишины звука и его затухания: в пьесе Булошникова звуки буквально рождались под пальцами музыкантов и в конце концов складывались в мелодическую фразу.

Три работы лауреатов программы «Русская музыка 2.0» хочется отметить особо. Это сочинение Александра Хубеева «Не выходи из комнаты»: текст стихотворения Иосифа Бродского произносится на языке жестов (перформер Дмитрий Власик), в то время как исполнители совершают операции над своими инструментами при помощи разных предметов. Скрежуще-шипящее действо сопровождал видеоряд (художник Ян Калнберзин), дублирующий действия сурдопереводчика и транслирующий его заранее записанные движения. Трудновыговариваемая композиция Before you slip into unconsciousness Олега Гудачева с отсылкой к песне The Doors объединила саундскейп, инструментальную, густую звуковую магму в духе эмбиента и Филиппа Чижевского – но не с палочкой, а с электрогитарой в руках. А в конце этого длинного вечера, перетекшего в ночь, публике представили «вишенку на торте» – сложносочиненную, супертехнологичную и зрелищную пьесу Алексея Сысоева Don`t Whistle, Masha! («Не свисти, Маша!»). Три перформерки, они же три сестры (название сочинения – фраза из пьесы Чехова) в 3D-очках без остановки ударяли по клавишам печатной машинки, им вторил целый «оркестр» электромеханических объектов, а также электроника, воспроизводящая свист. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
753
 КОНЦЕРТ  Эдуард Артемьев. Посвящение

КОНЦЕРТ Эдуард Артемьев. Посвящение

0
445
У нас

У нас

0
743
"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
5380

Другие новости