0
4185
Газета Культура Печатная версия

13.10.2020 19:09:00

Наблюдатель современников. В Третьяковке вспоминают скульптора Сарру Лебедеву

Тэги: третьяковская галерея, выставка, скульптор, сарра лебедева


224-7-1480.jpg
«Девочка с бабочкой» первоначально была
отлита в цементе и установлена в парке
Горького, но где именно, сегодня уже
неизвестно.  Фото автора
125-летие Сарры Лебедевой (1892–1967) отмечали три года назад в Новосибирском художественном музее. А вот в Третьяковской галерее (ГТГ) прошлая ее выставка была в 1969-м. После смерти скульптора к тем произведениям, что были куплены ГТГ прежде, комиссия при Союзе художников добавила большой блок работ – скульптуру, графику, архив, – остававшихся в мастерской Лебедевой. На выставке «Сарра Лебедева. Избранное» в Инженерном корпусе экспонируют около 70 скульптур, 36 рисунков и архивные материалы из коллекции ГТГ.

Одна из самых известных скульптур, любимая работа самой Сарры Лебедевой – «Девочка с бабочкой», – в 1936-м была установлена в парке Горького. Отлитая в цементе, статуя была там недолго и не только не сохранилась – неизвестно даже, где именно она в парке стояла. В музее сейчас показывают бронзовый вариант 1968-го (в любимом материале Лебедевой скульптуру отлили через год после смерти художницы) и эскиз: Лебедева видела свою скульптуру завершающей аллею и в обрамлении огромной арки.

Почти ровесница (на несколько лет младше), с одной стороны, амазонок авангарда, с другой – Веры Мухиной, Лебедева не примкнула к поискам нового искусства, а официальные ее монументальные заказы в целом так и остались не осуществленными. Главные ее работы были созданы в 1930-х. Дочка банкира, она училась в Петербургской частной школе рисунка, живописи и скульптуры Михаила Бернштейна, в Мастерской Леонида Шервуда и к скульптуре пришла через графику. Но в Академию художеств поступить не смогла, так что помимо этих студий главными ее университетами, пожалуй, можно считать юношеские семейные поездки в Европу с ее богатыми музеями.

История запомнила ее портретистом, и тут диапазон персон может привести в замешательство. Это Чехов (для проекта так и не установленного памятника Лебедева использовала этюды – статуэтки скульптора Гавриила Шульца и Анатолия Мариенгофа, в которых, очевидно, буквально на ощупь искала акценты в позе расслабленно сидящего человека) и Стаханов; Михоэлс и Дзержинский (эскизы к этому неосуществленному памятнику – установку затормозили из-за войны, а потом заказ передали другому скульптору, – так вот, эскизные голова и небольшая ростовая скульптура убраны в витрины под бликующее стекло, что только акцентирует холодное, непроницаемое лицо модели). Это Твардовский и Пастернак (Лебедева сделала надгробие в Переделкине – стелу с чуть склоненной головой в профиль, образ одновременно портретный и обобщенный, простой по форме и содержательно емкий, в нем «слышны» раздумье, вдохновение, печаль, гнет); долговязый, артистичный Татлин и неоконченный портрет Чкалова.

С ним, к слову, Лебедевой удалось даже полетать: кураторы Лариса Бедретдинова и Елизавета Ефремова рассказывают, что перед полетом скульптора предупредили, мол, летчик Чкалов лихой. Но когда они поднялись в небо, она была восхищена просторами и согласилась сделать «мертвую петлю», даже дважды. Что же касается портрета, они успели провести только два сеанса, и после гибели Чкалова Лебедева решила не завершать работу по фотографии, оставив образ таким, каким успела увидеть при жизни.

Нынешнюю выставку кураторы и занимавшаяся архитектурой экспозиции Нина Дивова сделали историей о творческой методе Лебедевой, интонировав рассказ воспоминаниями современников. Поэтому залы превращаются то в подобие мастерской, где на невысоких постаментах (то типично музейных, то установленных на дощатые «помосты») стоят эскизы, и, к примеру, за Чеховым виден Пушкин, – то в уголок монументальной пропаганды с «Шахтером». То в парк с аркой и скамейками, где главная героиня – конечно, майолевской основательности «Девочка с бабочкой».

Ее рисунки – тоже часть творческой кухни, штрих к портрету самого художника-наблюдателя, везде и всегда всматривавшегося в людей, будь то поразивший ее своей скульптурностью Чкалов или какой-нибудь пассажир в электричке. Но здесь на рисунках – преимущественно обнаженные, и почерк Лебедевой, быстро, легко схватывавший позу, настроение, схож со стилем рисунков ее мужа, знаменитого графика Владимира Лебедева. Они поженились в 1914-м и разошлись спустя девять лет, но дружеские отношения сохранили. По воспоминаниям Слонима, она и многие годы спустя, будучи сама уже человеком с плохим здоровьем, ездила ухаживать за Лебедевым. Они и ушли в один год с разницей в несколько месяцев – сначала она, потом он.

В «магистральном» рассказе об эволюции «пластического видения» Лебедевой необычными акцентами становятся несколько совсем «немагистральных» работ. В них скульптор то вступает в диалог с искусством прошлого, то берется шутить скульптурой, показывая свободу своего художественного языка. Так, портрет Цецилии Волиной, дочери Юрия Волина и жены коллекционера Якова Израилевича, Лебедева изяществом сравнивает, кажется, с точеными египетскими профилями, а широкие брови модели попросту вырезает в бронзе, акцентируя их выразительность. Пухлая девочка в косынке – «Обнаженная в платочке» – парадокс: по всем «канонам» – сочетание несочетаемого. Неклассически трактованной форме Лебедева дает шутливый «античный» акцент: у скульптуры, как и у многих антиков, руки будто бы отколоты. Выполненная в воске голова Тамары (или, как ее звали в детстве, Лены) Красиной – поразительный осязаемостью образ сродни знаменитому веризму древнеримских портретов. А довольно ранний, 1922 года, «Бычок» – словно шутка скульптора, объяснявшего выбор материала листового железа тем, что не нашлось глины. Бычок устойчив, даже упрям, и лаконизм формы хочется сравнить либо с большой игрушкой, либо с авангардной скульптурой (несмотря на то что это направление Лебедевой было неинтересно).

В 1963 году, закончив работу над надгробием Пастернаку, Сарра Лебедева, терявшая зрение, оставила скульптуру, хотя еще могла бы что-то делать. Илья Слоним вспоминал, как на вопрос, почему она отказывается от любимого дела, та ответила: «Не люблю стрелять и не попадать». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1117
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1076
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11966
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8472

Другие новости