Николай Луганский солировал в Третьем концерте Рахманинова. Фото с сайта www.mosoblfil.ru
Музей «Новый Иерусалим» и Московская областная филармония в третий раз провели масштабный фестиваль «Лето. Музыка. Музей». Фестиваль стартовал одновременно с выставкой уникальных предметов из подмосковных усадеб – богатое наследие, сохраненное музеем, дополнили современные инсталляции и мультимедиа-проекции.
В этом году на территории музея специально установили открытый атриум с ограниченным количеством зрительских мест. На концертной площадке были смонтированы специальные установки, которые обеспечивали пространство теплом, но организаторы все же раздали пледы и горячий чай в стаканчиках.
Художественный руководитель фестиваля, дирижер Василий Петренко (который не смог покинуть Англию, но прислал свое видеообращение) вновь объединил, без преувеличения, Музыкантов с большой буквы, словно следуя традициям европейских опен-эйров. Для всех поклонников классической музыки, которых не смутили высокие цены на билеты и неблизкий путь от Москвы, выступили пианисты Николай Луганский, Юрий Фаворин, Полина Осетинская, скрипачи Максим Венгеров и Дмитрий Синьковский, Госоркестр имени Светланова, камерные оркестры «Виртуозы Москвы» и Musica Viva, другие музыканты. В концертном зале музея и в атриуме были представлены не только «хиты» вроде «Времен года» Вивальди, но и музыкальные раритеты, как, например, Концертная симфония Бортнянского и даже совсем далекая от предпочтений меломанов музыка Бартока и Мессиана. Конечно, подзвучка инструментов внесла некий диссонанс в это высокое опен-эйр искусство, но в целом это нисколько не испортило общее впечатление от художественного уровня фестиваля.
На закрытии ожидали президента фестиваля, композитора Максима Дунаевского, но маэстро, к сожалению, заболел. А главными героями вечернего опен-эйра стали Николай Луганский и ГАСО под управлением Валентина Урюпина. Третий концерт Рахманинова был исполнен в сопровождении объемной 3D-проекции на экранах: демонстрация исторической хроники музея и фотографий Ново-Иерусалимского монастыря особенно гармонировала с главной темой первой части концерта. Луганский, прекрасный интерпретатор музыки Рахманинова, сделал все, чтобы это сочинение не воспринималось как заезженный шлягер, с достоинством и благородством передав замысел композитора.
Завершившая фестиваль Четвертая симфония Малера, богатая на использование австро-немецких песенных интонаций, заставляла забыть о том, что фестиваль проходит в Подмосковье, а не рядом с венским дворцом Шенбрунн. Увы, но медленные темпы, взятые дирижером с самой первой части (тяжеловесной была даже «тема бубенцов») не предлагали отправиться в путешествие с малеровским героем; драматичное пение солистки Эльмиры Карахановой также было «не из этой оперы». И лишь природа позволяла «вкушать небесные радости» и была благосклонна – в отличие от прошлого фестиваля, когда в разгар финальной части малеровской Пятой симфонии на публику обрушился дождь.
комментарии(0)