0
5245
Газета Культура Печатная версия

29.09.2020 18:37:00

Нижегородцев познакомили со сложной музыкой в посткарантинной реальности

"Стрелка" забыла о циферблате

Тэги: музыка, фестиваль, стрелка, конференция, цифровая индустрия, нижний новгород


212-7-1350.jpg
Одна из звезд фестиваля – оперная певица
Надежда Павлова из Перми.  Фото
предоставлено организаторами фестиваля
В качестве культурного сопровождения к проходящей в Нижнем Новгороде конференции «Цифровая индустрия промышленной России (ЦИПР)» на сцене местного Театра драмы им. Горького прошел компактный двухдневный фестиваль «Стрелка». COVID-19 и карантин не помешали провести в срок фестиваль, впервые прошедший летом 2019 года, однако сказались на качестве его программы и участников.

Привычный многим продвинутым регионам статус международного фестиваля музыки (вспомним Дягилевский фестиваль в Перми, екатеринбургский фестиваль «Евразия» или специализирующийся на современной музыке казанский фестиваль СONCORDIA имени Губайдуллиной) означает как минимум привлечение высокопрофессионального оркестра, именитых солистов, но прежде всего тщательно собранную и представленную в специальном буклете программу. Нижегородской «Стрелке» в этом смысле есть куда расти. Пока этот фестиваль даже не автономен: в прошлом – дебютном – году он проводился в рамках форума «Производительность 360», на который съехались губернаторы разных субъектов Российской Федерации, в нынешнем – культурно сопроводил объемную конференцию цифровиков.

Конференция проходила в главном доме Нижегородской ярмарки. До того как это здание возвели в 1890 году, ярмарка около 400 лет уже была крупнейшей по товарообороту и занимаемой территории – потому средокрестье торговых маршрутов между Европой и Азией и называли «карманом России». Прогрессу конца ХIХ века тут было где разгуляться: провели и электричество, и железную дорогу, а над многорелигиозным ландшафтом из синагог, мечетей и православных часовен вознесся Александро-Невский храм. На его задах, там, где Ока встречается с Волгой, и случилась первая «Стрелка», для которой на берегу выставили конструкцию из двух реконструированных пакгаузов Владимира Шухова – «русского Эйфеля», изобретателя гиперболоидных (Шуховская башня в Москве) и сетчато-металлических оболочек промышленного назначения. Спустя восемь десятков лет после советской консервации Главного ярмарочного дома (в нем располагался «Детский мир»), а затем и неведомо где найденных пакгаузов, нижний – ярмарочный – берег города будто ожил, знаменуя, в частности фестивалем «Стрелка», новейшую фазу встречи прошлого с будущим.

Перенос второго фестиваля в нижегородский Театр драмы, с открытого пространства в закрытый интерьер, вполне объясним посткарантинной реальностью. Роспотребнадзор неоднократно пересогласовывал рассадку непосредственно в день открытия. Так что приветственная выдача черных масок и перчаток на входе была предсказуемо-неизбежной. Команда вежливых волонтеров в таких же масках немногим уступала числу гостей, на первый взгляд состоявших из местного чиновничества, впрочем, разбавленного симпатичными малоофициальными представителями местного бизнеса. Оперное гала с участием пермской звезды Надежды Павловой (в образах Констанцы – «Похищение из сераля», Джильды – «Риголетто» и Людмилы – «Руслан и Людмила»), петербурженки с пермским прошлым – Дарьи Телятниковой (с ариями Керубино – «Свадьба Фигаро», Розины – «Севильский цирюльник», романсом Полины – «Пиковая дама»), а также солиста Большого театра Дмитрия Ульянова (после Базилио и его знаменитой арии «С клеветой» из «Севильского» спел арию Филиппа – «Дон Карлос» и песню Варлаама – «Борис Годунов») подпортил выход участницы двух юношеских конкурсов Чайковского (аж в двух номинациях – «скрипка» и «фортепиано»). Инструменталистку-универсала Марину Андрееву с четвертой же ноты в скрипичной Фантазии Сарасате на тему оперы «Кармен» хотелось попросить со сцены чеховской репликой: «Позвольте вам выйти вон» (реплика была актуальна и на следующий вечер, где мимо многих клавиш музыкантша играла студенческий Фортепианный концерт Галины Уствольской).

К слову, за факт знакомства с этим насквозь пронизанным интонациями Шостаковича ранним опусом его единственной ученицы (впоследствии – ярой оппонентки) «Стрелку» надо все же поблагодарить. Как и за попытку умеренного до робости просветительства во второй вечер, который предшествовал дню рождения мэтра советской музыки. Любопытно было слушать, как симметрично влиянию на ученицу сам Шостакович в своем студенческом Скерцо вовсю оперирует интонационно-оркестровыми моделями Чайковского и Мусоргского (отдельное спасибо петербургскому дирижеру Федору Ледневу), еще любопытнее было угадывать за фасадом Камерной симфонии № 4 Моисея Вайнберга очертания последней, Девятой симфонии Брукнера.

Расскажи об этом так и не написанный буклет, слушание сочинений было бы еще более осмысленным. К слову, второй концерт из сплошь незаигранных, хоть и не самых трудных, произведений ХХ века позволил в тестовом порядке распознать запрос нижегородцев на новое и неизвестное. Но, видимо, нигде, кроме «Стрелки», им этого не предлагают (или не рекламируют должным образом). И никто, включая нижегородскую консерваторию, малозаметный в российском контексте оперный театр и никуда, кроме фестиваля Сахарова, не высовывающийся оркестр местной филармонии, похоже, не догадывается, что музыка – это не только ноты, но и связь прошлого с будущим; что оркестр – это не только способность попасть в такт, но и свобода исполнителей, не боящихся звука собственных инструментов; и, наконец, что фестиваль – это не только быстро реализованные договоренности с местной губернаторской службой, московским представительством фирмы Yamaha, доставившей свой рояль, но труд души и сердца, который отложится в памяти долгим художественным послевкусием. В конце концов нижегородское купечество позапрошлого века не зря возводило в центре ярмарки, как писал беллетрист Боборыкин, «деревянную хоромину» театра; выдающийся и нестяжательный казанский антрепренер Петр Медведев не зря привозил новейшие оперы европейских композиторов, а главный дирижер некогда славной Нижегородской филармонии Израиль Гусман не зря выигрывал со своим оркестром Всероссийские смотры оркестров. 

Нижний Новгород


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Виктор Александров

Художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра о любви к великому композитору, гендерном вопросе в профессии и дирижерском долголетии

0
2456
В Москве пройдет 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний"

В Москве пройдет 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний"

0
1961
Московский форум "Наследие" завершился фестивальной программой

Московский форум "Наследие" завершился фестивальной программой

Татьяна Астафьева

Горожане, помогающие сохранять памятники культуры, получили награды

0
2220
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
4868

Другие новости