0
2989
Газета Культура Печатная версия

22.09.2020 18:28:00

Дому в Трубниках на время вернули его прошлое

Литературный музей открыл выставку "Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик"

Тэги: выставка, илья остроухов, литератунрный музей

Полная online-версия

206-7-1350.jpg
Остроухов – один из открывателей
древнерусской иконописи. М.А. Вербов.
Портрет И.С. Остроухова. 1924. Из собрания
Государственной Третьяковской галереи.
Изображение с сайта www.goslitmuz.ru
Посвящение знаменитому коллекционеру, одному из открывателей древнерусской иконописи, с одной стороны, приурочено к 100-летию открытия Музея иконописи и живописи им. Остроухова (1920–1929), с другой – проводится в рамках празднования грядущего в 2021-м 100-летия Музея истории российской литературы им. Даля (Литературного музея). Дом Остроухова в Трубниках, где в 1889-м Илья Семенович поселился с женой и где потом открыл свой музей, перешел Литмузею в 1979-м. Экспонаты и архивные документы для выставки собирали по нескольким музеям и архивам.

В 1929 году, через месяц после смерти Ильи Остроухова, Музей иконописи и живописи его имени был ликвидирован. Особняк в Трубниковском переулке, где располагался музей, а две комнаты при жизни Остроухова закрепили за ним и его женой Надеждой Боткиной, отдали под коммунальное жилье. Собрание было распылено между разными институциями. Отечественное искусство почти полностью осталось в Третьяковке (с 1924-го остроуховский музей стал ее филиалом). Зарубежное распределили между Музеем изобразительных искусств (в Пушкинском музее оказалась в том числе картина Эдуарда Мане – на нынешнюю выставку «Портрет Антонена Пруста» музей, увы, не дал, он участвует в другой экспозиции), Эрмитажем, Музеем восточных культур (сегодня – Музей Востока), Историческим музеем и региональными музеями.

На пространство дома, каким оно было при его хлебосольном хозяине и известно по фотографиям, куратор Ольга Залиева проецирует биографию Ильи Остроухова. В 1880-е – художник, в 1890-е Остроухов делает акцент на коллекционирование, а в новом веке живет еще и музейной жизнью. Сперва связанной с Третьяковской галереей (Остроухов в 1899-м вошел в Совет галереи и потом, с небольшим перерывом, был ее попечителем – то есть фактически директором – до 1913 года). Позже – со своим музеем. На выставке старые фотокарточки с интерьерами особняка объединяют (и часто, чего уж там, разграничивают – слишком многого не воссоздать и не воссоединить) «тогда» и «сейчас».

Конечно, и его биография, и многие архивные снимки известны благодаря исследователю истории московских коллекционеров Наталии Семеновой (в ее книге «Московские коллекционеры» под одной обложкой объединены Щукин, Морозов и как раз Остроухов), которая приходила на открытие выставки. И, конечно, нужно увидеть то, что удалось собрать музею, in situ. К примеру, в бывшей Большой гостиной экспонируют скромный поленовский этюдик «Лодка» из ГТГ, с него в 1882-м началась остроуховская коллекция. Накопил 50 рублей, отправился к Василию Дмитриевичу, но тот картинку подарил. В эту же Большую гостиную теперь вернулась из ГТГ репинская копия с обожаемого им Рембрандта, с портрета пожилой женщины.

Как известно, изобразительным искусством Остроухов увлекся не сразу. Поступив в Московскую практическую академию коммерческих наук, он интересовался естествознанием. С семьей Мамонтовых познакомился через издателя Анатолия Ивановича (брата Саввы Ивановича), которому принес рукопись «Популярные очерки из жизни птиц Средней России». Живописью Остроухов занялся в 1880 году, но в Академию художеств, которую советовал ему Репин, экзамены провалил, поэтому занимался частным образом – в том числе беря уроки у знаменитого профессора Академии Павла Чистякова. Как художник Остроухов тоже добился признания, выставлялся с передвижниками, уже в 1887-м Третьяков купил его этюд «Золотая осень», а в 1905-м Дягилев возьмет остроуховский портрет Сергея Боткина на историческую выставку портретов в Таврическом дворце.

Часть остроуховского собрания, переданная в Третьяковскую галерею, насчитывала около 800 единиц хранения: иконы, живопись и 600 рисунков. Среди того, чем сейчас поделилась Третьяковка, – холсты Левицкого, Боровиковского, Брюллова, суриковские эскизы к «Боярыне Морозовой», пейзажи Серова, Левитана, Куинджи и самого Ильи Семеновича, в том числе эскиз-повторение самой известной его картины «Сиверко». И несколько икон XV–XVI веков, которые выставлены в той же каменной пристройке, что и при жизни Остроухова. Правда, сейчас на выставке нет самой первой, новгородского «Ильи пророка в житии», с которого в 1909-м началось его легендарное иконописное собрание, о котором напишет книгу Павел Муратов и которым будет восхищен Матисс («Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли еще в XIV веке», – вспоминал Щукин восторги француза. К слову, Матисс подарил Остроухову живописный этюд с обнаженной, но тот вещь не оценил и, по рассказам, на долгие годы задвинул за шкаф). Живопись самого Остроухова – этюды в поленовском, иногда, пожалуй, в серовском духе – в основном привезли из усадеб Абрамцево и Поленово. Пушкинский музей дал «Купальщицу» Андерса Цорна, натюрморт Антуана Воллона и скульптуру Родена «Алчность и сладострастие».

Хотя сейчас удалось воссоединить небольшую часть коллекции, эта выставка-биография получилась живой. Остроухов здесь увиден в разных отражениях. В переписке, в шуточных стихах друзей к его дню рождения, в его собственном шуточном стихотворном укоре по-немецки Серову (давно не виделись), подписанном «Илья фон Остроух.», в шаржах (это, например, врубелевский рисунок с Серовым и Остроуховым), в тех самых фотографиях, на которых рассматриваешь его коллекцию (ага, вот в столовой висел этюд с головой Христа к ивановскому «Явлению Мессии»). В рассказе о том, как Остроухов включился в эпопею с созданием памятника Гоголю – и как благодаря ему тогда еще на Пречистенском бульваре установили прекрасный памятник, сделанный Николаем Андреевым. Или в рассказе о том, как Остроухов, уговаривавший Третьякова купить серовскую «Девушку, освещенную солнцем», радовался за друга-художника. К слову, в доме в Трубниках Серов проведет свой последний вечер. Остроухов возьмет на себя организацию похорон и станет душеприказчиком покойного художника. Отражения личности Остроухова – и в горестных словах Абрама Эфроса о том, что рассортированная по эпохам остроуховская коллекция стала обезличенной, ведь сам он перемещал произведения, «сталкивал по десяткам признаков», показывая «неожиданность восприятия».

Архивные документы постреволюционного времени – это уже история совсем с иной интонацией. Продуктовые карточки, исключение Остроухова из лиц с избирательным правом по ГТГ, черновик его письма с попыткой оспорить это, написанного за несколько месяцев до кончины. Нынешней выставкой эту биографию вернули в стены именно его дома, что нельзя было осуществить ни с Щукиным, ни с Морозовым, большие выставки о которых прошли и еще пройдут в Пушкинском музее, Фонде Louis Vuitton и Эрмитаже.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1254
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1209
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12121
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8564

Другие новости