0
2562
Газета Культура Печатная версия

20.09.2020 17:58:00

Ангел-хранитель Вадима Репина

VII Транссибирский арт-фестиваль вышел в офлайн с музыкой Арво Пярта

Тэги: новосибирск, арт фестиваль, музыка, вадим репин


новосибирск, арт фестиваль, музыка, вадим репин Мировая премьера сочинения Пярта прошла на полгода позже запланированного.  Фото Александра Иванова/Транссибирский фестиваль

В Новосибирске возобновил работу Транссибирский арт-фестиваль – крупнейший музыкальный форум страны. Традиционно он проходит весной, но в этом году пандемия заставила поменять планы – заменить зарубежных исполнителей на отечественных и вынужденно разбить программу на две части. Первый блок концертов (кроме открытия всё – онлайн) завершился 28 марта, когда в Москве уже отменились массовые мероприятия; вторая часть Транссибирского успешно стартовала на днях – к счастью, офлайн, с полной (пусть и не шахматной) рассадкой публики.

Оба «этапа» закрывал и открывал Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Валентина Урюпина, которому, по его словам, довелось «распечатать тишину» еще в столице. И, наконец, после долгого перерыва в Концертном зале имени Арнольда Каца музыканты и сам худрук фестиваля Вадим Репин представили новую версию сочинения La Sindone Арво Пярта, недавно отметившего 85-летие.

Эстонский классик, чей приезд по понятной причине в Новосибирск не состоялся, посвятил свою пьесу Андресу Мустонену и Вадиму Репину. С дирижером композитора давно уже связывают и дружеские, и творческие отношения: трудно сосчитать, сколько сочинений Пярта исполнил его соотечественник Мустонен. Что касается Репина, то здесь, как говорится, звезды сошлись: Пярт высоко ценит чуткую исполнительскую манеру скрипача, а тот открыто называет его величайшим современным композитором. Программа концерта-открытия или же продолжения Транссибирского фестиваля была сосредоточена вокруг музыки Пярта и красноречиво называлась «Ангелу-хранителю». Два опуса эстонского мэтра обрамляли звуковые картины – сюита «Моя Матушка-гусыня» Равеля, а также тревожная и вместе с тем жизнеутверждающая, идеально иллюстрирующая атмосферу времени Четвертая симфония Шумана.

«Пассакалия» для скрипки с оркестром – типичный образец стиля Арво Пярта, который он сам метафорически определил как тинтинабули: «В такой музыке каждая фраза дышит самостоятельно». Остинато оркестра и вариации в партии скрипки (и наоборот) словно наглядно демонстрировали жанровую природу пассакалии, а скрипичное пиццикато к тому же намекало на ее испанское происхождение – как вид танца, исполнявшийся в сопровождении гитары. Новосибирский оркестр и Вадим Репин идеально проявили себя в этом нелегком поединке, завершив его на мажорной ноте.

Кульминацией вечера ожидаемо стала уже упомянутая La Sindone – мировая премьера, но на самом деле новая версия одноименного оркестрового произведения, созданного композитором для фестиваля в Турине в 2006 году. В ней Пярт размышляет о событиях земной жизни Христа и о загадочной реликвии туринской плащаницы: три раздела пьесы, как указано в программке, повествуют о трех великих этапах – распятии, погребении и воскресении. Романтические интонации вопроса в духе Чайковского, нежели Пярта, были своего рода аркой сочинения, внутри которого мерно, шаг за шагом, рождалась песнь восхождения: мотив ее был по традиции простым и программно-изобразительным. И лишь блестящее умение солиста тонко интерпретировать самые разные сочинения вкупе с высоким исполнительским уровнем оркестра не позволило «Плащанице» окончательно превратиться в саундтрек к историческому фильму. Впрочем, теперь «ответственным» за соблюдение этой грани станет Андреас Мустонен, который вскоре представит La Sindone на родине Арво Пярта – на концерте в честь его юбилея. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
826
У нас

У нас

0
768
"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
5383
Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

0
3094

Другие новости