0
3908
Газета Культура Печатная версия

06.09.2020 18:04:00

Иван Новиков не выбирает между политикой, природой и живописью

В Московском музее современного искусства проходит выставка известного молодого художника

Тэги: современное искусство, выставка, иван новиков, москва


192-7-1350.jpg
Эта работа Ивана Новикова называется 
«О двух концах» (2018). Фрагмент 
инсталляции ММСИ. 
Фото с сайта www.mmoma.ru
Выставка «Против зерна», открывшаяся в здании Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре, 10/2, и сделанная с галереей pop/off/art, с которой сотрудничает Иван Новиков, – что-то вроде ретроспективы, но не вполне она. Не дискретная хронология проектов разных лет (с вкраплением созданных специально под выставку работ), а минималистичный по аранжировке, но хитросплетенный из разных контекстов и медиумов «лабиринт», части которого объединены темой Индокитая, поиском связей между политикой, культурой и природой – в том числе через абстрактное искусство.

Молодой московский художник Иван Новиков заявил о себе в 2010-х. С одной стороны, он – выпускник Суриковки по специальности «Станковая живопись», с другой – Института современного искусства «База», где возглавляет кафедру живописи. Участник разных биеннале, номинант разных премий, куратор и теоретик искусства, член редакционного совета «Художественного журнала». Анна Арутюнян и Андрей Егоров, курирующие нынешнюю выставку, – из тех неординарных кураторов, чьи выставки по-хорошему непредсказуемы. Они не ходят проторенными тропами, не загоняют художника в рамки своих представлений, выстраивают проекты так, что части целого всегда вступают друг с другом в диалог, при этом не теряется ни целое, ни части.

Название «Против зерна» адресует к книге американского антрополога и социолога Джеймса Скотта «Против зерна. Глубинная история древнейших государств», где, как пишут кураторы, он исследует «опыт низового сопротивления государственному угнетению, прежде всего в горных частях Юго-Восточной Азии». Еще «Против зерна» – это сделанный к выставке полиптих из пяти живописных абстракций, который появится ближе к финалу. В восьми экспозиционных главах речь идет о колониализме и постколониализме, европоцентризме, противостоянии держав, войне и диктатуре, политике-культуре-природе, противоречивом понятии цивилизации.

По словам кураторов, в центре внимания Новикова – «границы, напряжение и взаимообмен между природой и культурой, между органическими системами и цивилизационным воздействием человека на них». Здесь сплетены разные нарративы: политика, ботаника, культура (традиционная или массовая, такая, какую представляют себе туристы) и биография художника (его мама была командирована во Вьетнам для ликвидации последствий распыления ядохимикатов американской армией). На выставке будет, в частности, биографический раздел «Искренне ваш», но, иронизируя над избитой формулировкой и проверяя бдительность зрителя, Новиков как раз там смешивает реальные факты с выдуманными, основанными, как сам он комментирует, на клише.

При этом зрителю постоянно предлагают менять ракурс, и если взять шире, эта выставка о том, какие способы рефлексии может предложить сегодня искусство. Тут объединены инсталляции, архивы, снятое Новиковым в Гонконге видео («Чемоданы без действия») – и абстракция.

В одном из не связанных с новой выставкой интервью Иван Новиков утверждал, что даже «когда художник говорит, ой, я работаю просто с формой, он все равно пытается, случайно или нет, обращаться к политической ситуации». Это видно в теперешней экспозиции. К примеру, «Дананг, я буду под дождем» – объект, давший название одной из частей выставки. Это один из крупнейших городов Вьетнама, ныне – курорт и город небоскребов, но город, помнящий вьетнамскую войну. Новиков делает Дананг в технике вьетнамской поливной керамики, так что объект символически объединяет традиционное ремесло, форму большой ступы для измельчения риса и урбанизм современности. Напротив висит тот самый полиптих «Против зерна» – пять огромных холстов разных цветов. Здесь художник вспоминает серию «Путь империи», написанную еще в 1830-х американским пейзажистом Томасом Коулом, – романтическую аллегорию о противоборстве природы и прогресса, где первобытное состояние и идиллический пейзаж подавлены приходом империи и имперской архитектуры. Однако после краха этой цивилизации пейзаж с руинами вновь возвращается во власть природы. Об этой гиперссылке, которая заложена в «Против зерна» и в самом общем виде отражена в колорите холстов, конечно, без комментария кураторов или художника не догадаться, но эти комментарии – один из неотъемлемых слоев всего выставочного полотна.

В опубликованной в 2015-м в «Художественном журнале» статье «Живопись как объект природы» Новиков отмечал: «Природа кончилась». Реакцией на это заявление становится стремление найти человеческое в том, что «осталось» от природы, – или же смотреть «из природы», с ее «точки зрения». Как следствие, живопись начинает осознаваться многими художниками как субъект природы, а живописное производство – как часть процессов биоценоза. В digital-эпоху новых медиа художник видит абстракцию критическим зеркалом отношения к истории, вообще к реальности (настоящей и сконструированной). Абстракция может быть камертоном к страшным документальным снимкам Большой истории, а может появляться эдаким орнаментом на водорослях нори, которые стали одним из главных символов в поверхностных представлениях о кухне и культуре огромного региона.

Выбирая живопись в эту самую digital-эпоху, Новиков настаивает на материальной и смысловой многослойности холста. Картины у него опять-таки и сами становятся подобием гиперссылок. Когда отсылки к природе, культуре, политике проступают одна сквозь другую, как смытые несколькими потоками дождевой воды слои живописи. Технология неслучайная: художник объясняет ее тем, что как раз живопись восточного типа (сделанную тушью на свитках) смывали водой. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По паспорту!

По паспорту!

О Москве 60–70-х и поэтах-переводчиках

0
374
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
518
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
169
3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

Руководство упразднило один из самых энергичных отделов

0
1827

Другие новости