0
4609
Газета Культура Печатная версия

24.08.2020 18:42:00

У "Инновации" первых нет и отстающих

Жюри премии не определилось с лауреатами, но назвало их

Тэги: кинопремия, инновация, гцси


кинопремия, инновация, гцси Впервые в истории премии все ее номинанты стали лауреатами. Фото с сайта www.culture.gov.ru

Впервые за непростую 15-летнюю историю премии жюри предпочло не осуществлять последний этап отбора и наградило всех финалистов, объяснив это мерой поддержки в нынешних непростых условиях пандемии и отсутствием правительственной поддержки художникам. Церемония награждения, которая с прошлого года проводится в нижегородском «Арсенале», на площадке Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), ныне – части Пушкинского музея, уложилась в полтора часа. К выходу подкатили тележку, на которой в ряд стояли премиальные статуэтки, ждавшие победителей. На этом, собственно, можно было бы и закончить, ведь весь список лауреатов подробнее, чем в объеме газетной полосы, можно изучить на сайте 2020.artinnovation.ru.

Государственный центр современного искусства 15 лет назад был учредителем премии и конкурса «Инновация», и за эти годы вместе с ГЦСИ «Инновация» переживала разные времена. После того как в 2016-м центр лишили независимости и подчинили РОСИЗО (а директора ГЦСИ Михаила Миндлина перебросили в Музей Рублева), после того как из ГЦСИ стали уходить сотрудники, в том числе его основатель и худрук Леонид Бажанов, – премия при новых организаторах сменила вектор, начав мешать всё со всем. Довольно быстро даже тем, для кого это было неочевидно с самого начала, стало понятно, что РОСИЗО, мягко говоря, не справляется.

В прошлом году ситуация с «Инновацией» изменилась, критерии отбора вроде бы стали возвращаться к первоначальным принципам, а сама премия вместе с выставкой номинантов и церемонией вручения переехала – как бы в процессе децентрализации искусства – из Москвы в Нижний Новгород и теперь проводится с местным правительством. Опять-таки в прошлом году стало известно, что ГЦСИ переподчинен Пушкинскому музею, и после процедур оформления сейчас «Инновацию» впервые официально вручали в рамках этой новой структуры. Но пандемия внесла свои коррективы в эту новую жизнь.

По словам директора ГМИИ Марины Лошак, еще весной было непонятно, удастся ли провести церемонию вручения, и организаторы думали, что им придется «изображать энтузиазм онлайн». К счастью, в «инновационной» летописи удалось не делать перерыва, экспертный совет отобрал достойный лонг-лист, выставка открылась и работает в «Арсенале» Нижнего Новгорода до 17 января, и даже церемонию награждения смогли провести в очно-заочном формате: организаторы, некоторые лауреаты и зрители сидели в разных частях «Арсенала», вместе с тем церемонию транслировали онлайн, а zoom-связь с жюри напоминала о новых реалиях. В данном случае логично, поскольку из пяти членов жюри приехать в Нижний Новгород могла только завотделом кино- и медиаискусства ГМИИ Ольга Шишко. Другие эксперты – это куратор, критик, директор Центра современного искусства Hartware MedienKunstVerein в Дортмунде Инке Арнс, куратор и критик, преподаватель Кураторской лаборатории Университетского колледжа искусств, ремесел и дизайна Konstfack в Стокгольме Мария Линд, историк искусства и куратор Жан-Юбер Мартен и комиссар Рижской международной биеннале современного искусства (RIBOCA) Агния Миргородская.

Вне конкурса – «За вклад в развитие современного искусства» наградили теоретика искусства, философа Бориса Гройса, благодарившего организаторов из Нью-Йорка, и «За поддержку современного искусства в России» – издательство Ad Marginem и приехавших в Нижний Новгород Александра Иванова и Михаила Котомина.

Призовой фонд «Инновации» в этот раз составил 3 млн руб., на конкурс было подано 403 заявки, в шорт-лист, он же список лауреатов – попали 29 проектов в 6 конкурсных позициях: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Образовательный проект», «Новая генерация». Увы, в этом году исчезла номинация «Книга года: теория и история современного искусства», и хочется надеяться, что эта важнейшая рефлексивная часть в конкурс вернется.

Отрадно, например, что премию получил Павел Отдельнов, свой проект «Промзона» готовивший больше пяти лет, и это показанное в Московском музее современного искусства исследование было одним из главных событий прошлого года (номинация «Художник года»). Отрадно, что в номинации «Образовательный проект» наградили по-настоящему многогранную программу, сделанную Дарьей Пыркиной, Еленой Рымшиной и Екатериной Синицыной к выставке ГТГ «Авангард. Список № 1». Что в категории «Проект года» наградили показанный в Ельцин-центре в Екатеринбурге, а затем в Новосибирском государственном краеведческом музее (и, к сожалению, не доехавший до Москвы и Петербурга) проект Натальи Конрадовой, Александра Сорина и Федора Телкова «Урал мари. Смерти нет» о марийцах. Важно, что премию получили Алексей Корси и Артем Филатов, сделавшие в нижегородском крематории «Сад им.», посвященный, естественно, теме памяти (непонятно только, отчего эти давно состоявшиеся художники оказались в номинации «Новая генерация»). Это проекты, за которые особенно болеешь, но их список можно было бы отчасти расширить.

Безусловно, сейчас поддержка всем художникам и кураторам очень важна, и то, что возможность вписать в CV «лауреат премии «Инновация» получили столько человек, по крайней мере великодушно. С другой стороны, всегда в CV писали и «номинант на премию «Инновация», и это тоже, что называется, котировалось. Обратной стороной этого уравнивающего всех со всеми решения жюри стала не только отмена конкурсного формата, но и отказ расставлять акценты (а 29 проектов – это все-таки много). Впрочем, нынешний случай, естественно, не единичный – к примеру, еще до пандемии Премию Тернера в декабре 2019-го вручили всем номинантам. Однако тогда были иные причины и другие условия: четыре номинанта. В нынешней ситуации с «Инновацией» понятно и то, что членам международного жюри оценивать проекты онлайн трудно. И это еще одно очевидное доказательство того, что цифровая реальность никак не может заменить реальность офлайн. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В зоне интересов "Оскара-2024" оказался "Оппенгеймер"

В зоне интересов "Оскара-2024" оказался "Оппенгеймер"

Наталия Григорьева

Кристофер Нолан, его фильм и снявшиеся в нем актеры стали лучшими

0
10645
Не такие уж "Бедные-несчастные" претендуют на "Оскар"

Не такие уж "Бедные-несчастные" претендуют на "Оскар"

Наталия Григорьева

Один из самых титулованных фильмов года можно посмотреть онлайн

0
10103
В Южной Корее изобрели бестопливный генератор электромагнитной энергии

В Южной Корее изобрели бестопливный генератор электромагнитной энергии

Борис Николаев

Потенциально революционная технология была продемонстрирована на 28-й Конференции ООН по изменению климата

0
29075

Другие новости