0
4447
Газета Культура Печатная версия

10.08.2020 18:14:00

Восток пунктирно тянется к Западу

На Никитском бульваре показывают искусство Кавказа и Средней Азии

Тэги: искусство, музей востока, выставка, кавказ, средняя азия


искусство, музей востока, выставка, кавказ, средняя азия «Узбекские музыканты» Александра Волкова встречают посетителей выставки. Фото агентства «Москва»

В кризисное время пандемии музеи делают ставку на показ своих фондов. Сейчас в двух залах Музея Востока в тесноте, да не в обиде куратор Светлана Хромченко объединила около 100 произведений и почти 50 художников на выставке «Избранное за полвека. Живопись, графика, скульптура Кавказа и Средней Азии». Созданные во второй половине прошлого столетия работы представляют собой пополнения музейных фондов за последние полвека.

«Нынешняя выставка наполнена работами тех художников, которых мы со Светой Хромченко прекрасно знаем или знали, если они уже ушли из жизни. Например, это великолепные братья Волковы, хотя отца, конечно, мы уже не знали. Или Женя Кравченко (сейчас экспонируют его светящийся оранжевым, охрой и красным «Автопортрет в туркменском халате» 1983 года. – «НГ»), которого мы выставляли отдельно и который не напрямую, а через учеников Александра Волкова тоже был его учеником», – говорит советник генерального директора Музея Востока Татьяна Метакса. Для Музея Востока это герои многих выставок, свои герои.

«Бригада Волкова» – формально просуществовавшее недолго (старший из художественной династии Волковых, Александр Волков, создал это объединение в Узбекистане в 1931–1932 годах), но знаменитое явление так называемого туркестанского авангарда. Его сыновья Валерий и Александр Волковы и сын последнего Андрей Волков – тоже художники (см. интервью с Андреем Волковым в «НГ» от 29.07.18). Старшего из Волковых показывают часто и много, в Музее Востока его «Руины Биби-Ханым» только что были на выставке из цикла «Художники в эвакуации» (см. «НГ» от 21.07.20). Сейчас среди «Избранного за полвека» представляют сделанные его сыном Александром Волковым в 1980-х скульптуру «Узбекские музыканты» и «Возвращение домой» с живописью пастозной и певучей, с негой заката и вторящим ей колоритом.

Другое известное явление, которому Третьяковка несколько лет назад посвятила отдельный показ, – апшеронская школа с работами Таира Салахова, Расима Бабаева, Кямала Ахмедова (его «Собаки» 1980 года кажутся своеобразным местным аналогом ар брют и живописи Жана Дюбюффе).

Здесь есть графика одного из открывателей искусства Пиросмани – Кирилла Зданевича (см. интервью о нем со Светланой Хромченко в «НГ» от 10.06.19). Есть тяготеющие к метафизике и абстракции пейзажи Рустама Хальфина, родившегося в Узбекистане, учившегося в МАРХИ, а потом работавшего в Казахстане. Хальфин, последователь Владимира Стерлигова, ученика Малевича, – один из тех, кто показывал и преемственность, и трансформацию традиций авангарда в конце XX века. А с другой стороны, на контрасте, тут развешаны тяготеющие к простоте народного искусства работы Амаяка Бдеяна, который был известен как керамист, и его брата Артюши.

Темпераменты в этих небольших залах объединены разные. На некоторых работах глаз не сосредотачивается, но есть вещи, которые удивляют. Леким Ибрагимов, ныне народный художник Узбекистана, пишет по холсту, как по листу и одновременно как по штукатурке: играющая на дойре дервишка напоминает рисунок пером, а «Долина цветов» – фреску. Равиль Халилов в современной книжной иллюстрации к поэме XII века «Семь красавиц» хранит память о древней традиции персидских миниатюр. В этой выставочной мозаике Восток пребывает между «рифмами» с европейским искусством, авангардом и верностью древним традициям.

И речь здесь идет не только о тех, кто занимался исключительно изобразительным искусством: Роберт Элибекян, сын основателя армянского ТЮЗа в Тбилиси Вагаршака Элибекяна, – известный сценограф. Сын первого профессионального художника Киргизии Гапара Айтиева, Саттар Айтиев, окончил ВГИК, был художником-постановщиком в фильме «Гамлет Щигровского уезда» Валерия Рубинчика и в «Сочинении» Игоря Коловского. Он же работал и в монументальной живописи: на фасаде одного из корпусов Киргизского университета им. Жусупа Баласагына есть его мозаика «Возрождение», сделанная в 1979 году и отчасти напоминающая «сказочный» стиль Александра Тышлера. Тут начинаешь жалеть, что в нынешней панораме объем экспликаций не позволяет рассказать о художниках подробнее. Здесь это явно напрашивается, и, возможно, стоило бы сделать более подробный аудиогид, как это часто делают музеи, например на izi.Travel. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
1314
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
1317
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
3220
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
5633

Другие новости