История попавшей в Третьяковку коллекции Цветкова заслуживает отдельного показа и рассказа. Фото РИА Новости
Выставка «Иван Цветков и его галерея» приурочена к 175-летию коллекционера, умершего в рубежном 1917 году. Камерный показ в 14 картин и скульптур, с архивными документами, устроили по соседству с Ивановским залом, и эта небольшая выставка воспринимается как вершина айсберга. Картины Боровиковского, Венецианова или Тропинина, принадлежавшие Цветкову, стали неотъемлемой частью постоянной экспозиции Третьяковки, но стоящую за ними историю коллекционирования широкий зритель сегодня почти не знает. У выставки есть не дублирующая ее, более полная, виртуальная часть – сайт tsvetkov-gallery.ru.
В витрине лежит рисунок с красно-изумрудно-белым теремом в эклектичном духе русского Средневековья. Это эскиз дома Ивана Цветкова на Пречистенской набережной, сделанный Виктором Васнецовым, которому и Третьяковка обязана фасадом своего главного здания. В 1901 году в новом доме Цветков, сын священника из Алатырского уезда Симбирской губернии, учившийся на математическом факультете сперва в Казанском, а потом в Московском университете, прошедший путь от бухгалтера Московского земельного банка до председателя его оценочной комиссии, начавший собирать коллекцию в конце 1870-х, – разместил свое собрание.
Цветковский проект – это и выставка, которую курирует хранитель музейных предметов отдела живописи XVIII – первой половины XIX века Наталья Преснова, и вышедшее увесистым томом издание о коллекционере, и сайт-сателлит, над которыми с Пресновой работали другие научные сотрудники ГТГ и москвовед Сергей Кузаков, занимающийся галереей Цветкова с 1980-х.
На архивных снимках, выложенных в виртуальном туре на сайте, видны интерьеры дома Цветкова со шпалерной развеской: вот суриковский эскиз с рыжим стрельцом к «Утру стрелецкой казни», вот кабинет хозяина с репинским портретом Леонида Андреева, тяжелая мебель, сделанная под церковную люстру, у окна стоит... пальма. Эклектичное смешение всего со всем, видимо, было и в некоторых приметах образа жизни его владельцев. Старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века ГТГ Екатерина Евсеева рассказывает, что бывавшая здесь жена Репина Наталья Нордман описывала цветковский дом, где были пальмы, канарейки, у входа – фокстерьер, который мог укусить, была лайка, которой давали кусочки еды со стола, и стоял запах увядающих гиацинтов и хороших сигар.
Это здание на Пречистенской набережной (в музее пишут, что сейчас там находится резиденция ветеранов авиаполка «Нормандия – Неман» и военного атташе Франции) могло бы принадлежать Третьяковской галерее. В 1909-м Цветков передал Москве свое собрание и дом (правда, попасть туда можно было только по записи), в котором он будет жить до последних дней – после его кончины в 1917 году галерея станет самостоятельным музеем.
Завсектором отдела рукописей ГТГ Ирина Ладыгина сказала «НГ», что в 1922 году галерею Цветкова присоединили к Третьяковской галерее, но тогда это касалось просто организации финансирования. Через некоторое время вышло постановление сделать Цветковскую галерею (у него было обширное графическое собрание) отделом рисунков Третьяковки. Но фактически временем присоединения считается 1925 год: согласно новому постановлению, «было решено всю графику из Третьяковской галереи перевезти в Цветковскую, а живопись Цветкова частично передать Третьяковской галерее, а частично – в Музейный фонд». Начали перевод произведений, но в какой-то момент директор ГТГ Николай Щекотов счел, что дел много, денег мало, и переезд притормозили. Уже в 1926-м планы правительства поменялись, и отделу рисунков ГТГ было велено покинуть цветковский дом и переехать в помещение на территории Вхутемаса на Рождественке, которое занимал Музей восточных культур (сегодня – Музей Востока), а ему, получившему важный статус в СССР, – в Цветковскую галерею. Однако к тому времени, когда ГТГ «собралась с силами и начала перевозить коллекции, ректор Вхутемаса получил разрешение на освободившиеся после Музея восточных культур площади». Дошло до того, что когда сотрудники ГТГ уже повезли на Рождественку экспонаты, ректор не просто отказал им, но и было обещано, что второй раз их встретит комендант с оружием.
Не все произведения из коллекции Цветкова, насчитывавшей около 2 тыс. произведений живописи, графики и скульптуры, остались в Третьяковке. Сюда пришла вся графика, архив Цветкова и больше 100 картин, а более 300 полотен посредством Музейного фонда были распределены по региональным музеям. Вкусы Цветкова можно назвать патриархальными, он коллекционировал отечественное искусство XVIII – начала XX века (но новые на тот момент веяния были ему чужды). Задумал собрать у себя краткую историю русской живописи. Показательно, что главные по численности художники в его коллекции – Тропинин, Венецианов (с 20 и 18 портретами соответственно), большой друг Цветкова Владимир Маковский с 23 холстами, Репин с 19 картинами... Наталья Преснова пишет, что сам Цветков разделил свое собирательство на три периода: в 1880-е это были скорее случайные покупки, в следующем десятилетии он решил создать коллекцию, составив план приобретений, а после переезда в новый дом в 1901-м стал еще активнее пополнять собрание.
Известно, что поначалу Цветков покупал и европейское искусство. На вопрос «НГ» о любимой среди отечественных коллекционеров голландской и фламандской живописи Екатерина Евсеева ответила, что в составленной им подробной описи были имена Халса, Рембрандта, Давида Тенирса Младшего, Яна ван Гойена, Якоба Рейсдала, школы Герарда Доу. Однако об атрибуции этих вещей сегодня неизвестно, как и о том, куда большая их часть в итоге попала. Возможно, Цветков отказался от европейского искусства, «опасаясь подделок». Оставил у себя только часть, остальное подарил, продал или выменял на работы отечественных художников.
С Павлом Михайловичем Третьяковым Цветков был не просто знаком, но общался с ним и – хотя в коллекционировании пошел своим путем – советовался. Третьяков порой присылал к нему с теми работами, которые сам не взял. На выставке показывают хрестоматийно известный по постоянной экспозиции ГТГ портрет Елизаветы Тёмкиной, дочери Екатерины II и Григория Потемкина, написанный Боровиковским. Екатерина Евсеева комментирует, что «в 1883 году эту картину предлагали купить Третьякову за 6 тыс. рублей, но он отказался. Наверное, она не очень сильно его интересовала, поскольку типологически портрет близок к знаменитому портрету Марии Лопухиной Боровиковского. В 1897-м ему вновь предложили приобрести этот портрет за 2 тыс. рублей. А в 1907 году Цветков купил его за 1700 рублей: к тому моменту картина перешла из семейного собрания в антикварный магазин и сильно подешевела». Другой случай описывает Наталья Преснова: Цветков купил портрет Брюллова кисти Тропинина, а Третьяков – авторское повторение этой вещи.
Так что за нынешней камерной выставкой стоит огромная исследовательская работа со множеством сюжетных развилок. А когда ориентировочно в 2023–2024 году в 3-м Голутвинском переулке Третьяковка откроет Музей московских коллекционеров, там планируется устроить и посвященный Цветкову раздел.
комментарии(0)