0
4505
Газета Культура Печатная версия

30.07.2020 17:57:00

На "Фабрике" разрезают стены, в центре города – показывают, что все впустую

Уличное искусство как партизанинг и как галерейный продукт представлено на двух выставках в Москве

Тэги: выставки, уличное искусство, игорь поносов, москва


выставки, уличное искусство, игорь поносов, москва Плащ-стена Игоря Поносова: человек то ли ищет выход из городской среды, то ли хочет с ней слиться. Фото со страницы ЦТИ «Фабрика» в Facebook

На разных концах города сейчас идут первые персональные московские выставки уличных художников Игоря Поносова и Zoom. Первый показывает в Центре творческих индустрий «Фабрика» проект «Разрезая стены», подытоживающий его взаимодействие с городской средой Москвы, Фрайбурга и Тарту в 2015–2020 годах. Для проекта Zoom «Wasted/Впустую» куратор Алексей Партола собрал в пространстве галереи Ruarts работы 2019–2020 года. Это два принципиально разных подхода к экспонированию уличного искусства.

Тем, что уличное искусство становится частью институциональной жизни, уже трудно кого-то удивить, хотя такой «причесанный» формат до сих пор кажется некоторым парадоксом по отношению к этому самому уличному искусству. С другой стороны, для искусства, которое сегодня появилось в городской среде, а завтра – закрашено и уничтожено, выставку можно воспринимать как фиксацию. Или же другой вариант, как приручение уличного искусства, сближение его с коммерческим продуктом. Но коммерческим продуктом давно стало и искусство Бэнкси, это обратная сторона институциализации. В Москве несколько месяцев назад вышла «Энциклопедия российского уличного искусства» (см. «НГ» от 01.04.20), и Игорь Поносов, и Zoom – среди ее героев.

Уличным искусством Игорь Поносов занимается около 20 лет, но помимо этого он, как известно, – куратор и исследователь. Он был одним из кураторов проекта «Стена» на Винзаводе, одним из основателей движения «Партизанинг» и одноименного сайта, выпустил книгу «Искусство и город», писал статьи и был одним из редакторов той самой «Энциклопедии российского уличного искусства». Проект «Разрезая стены», который сейчас показывают в Переведеновском переулке, как художник написал на своей странице в Facebook, тоже будет книгой – ориентировочно в августе.

Ядро выставки – документация московского перформанса 2015 года. Тогда Поносов сделал из фальшфасада плащ-палатку (или плащ-стену, учитывая имитацию белой кирпичной кладки), как бы став частью той городской среды, что завешана этими вечными/временными «декорациями», скрывающими городское лицо и обращающими его в тиражную продукцию. Это бесконечная «декорация», в которой человек то ли пытается найти себе место, то ли старается выпутаться из нее.

Фальшфасады, характерный для Поносова материал, – как бы новая кожа города. Человек может стать частью несколько абсурдистского городского коллажа, партизанить, мимикрировать – это комментарий художника к происходящему. Комментарий по форме ироничный, но, если вдуматься, он, возможно, и о нынешнем ощущении потерянности в среде, где все (не) сочетается со всем, тряпицы наслаиваются друг на друга, из-под одной видна другая, и это выливается в многослойность бесконечных заплаток, за которой не просматривается сути. Об этом поносовские коллажи, его зин (там и там использованы металлические кольца-люверсы – как для монтажа тех самых фальшфасадов и рекламы) и его рисунки кирпичных стен, тоже с «заплатками».

Выставка «Wasted/Впустую» художника Zoom устроена иначе. Zoom, вышедший на московскую уличную арт-сцену пять лет назад, а до того, как он говорил в одном из интервью, успевший и в банке поработать, и собственным бизнесом заниматься, – известен многими муралами. Это были, в частности, делающие селфи герои «Криминального чтива» на Люсиновской, рука, щиплющая стену под вывеской «Улица Щипок», – теперь уже давно закрашенные.

Первый свой галерейный проект в Ruarts, что находится в 1-м Зачатьевском переулке, он сделал не столько документацией тактики действия, сколько попытался превратить в единую инсталляцию с набором работ, которые живут вовсе не обязательно на улице, но могут стать и предметами интерьера, коммерческим продуктом. Они – о потреблении – что товаров, что информации; о неэкологичности, так что в итоге «дайте мне другой глобус» буквально материализуется в инсталляции с выброшенными в контейнер глобусами. Это тоже комментарий к реальности, но его очевидность скомпрометирована его же прямолинейностью.

Zoom часто работает с известными образами: вот вам сказка про репку, но в нынешних условиях ее тянут скелеты. Вот вам брейгелевские слепцы, но катятся в пропасть они в очках виртуальной реальности. Вот вам медиапоток в виде вороха газет и журналов под ногами. Вот вам панно из пластиковых бутылок с надписью «Пластик убивает». Пространство города агрессивно, и об этом, в общем, тут все. Наконец, на ступеньках с первого на второй этаж полулежит «Бомж» с головой из алюминиевых банок, и это уже перебор – с нарочитостью, с интонацией, с искусственностью в ситуации галерейной выставки. Уличные работы Zoom все-таки кажутся и более непосредственными, и более остроумными.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Анастасия Башкатова

Все истекает соками, источает запахи, привлекает насекомых, кошек и птиц

0
8266
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2365
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
6038
По паспорту!

По паспорту!

О Москве 60–70-х и поэтах-переводчиках

0
1193

Другие новости