0
4727
Газета Культура Печатная версия

27.07.2020 17:50:00

"Открытая галерея" Натальи Тамручи – точка сборки арт-пространства

Историк искусства Анна Романова о выставке "Искусство как область свободы"

Тэги: ковчег, выставка, открытая галерея, наталья тамручи, интервью


ковчег, выставка, открытая галерея, наталья тамручи, интервью Наталья Тамручи и Юрий Альберт на одном из вернисажей «Открытой галереи». Фото из архива Натальи Тамручи

В галерее «Ковчег» идет выставка «Искусство как область свободы. Круг Тамручи», сделанная в память об историке искусства, кураторе и галеристе Наталье Тамручи, ушедшей 24 января этого года. В свое время из полуподвальной мастерской в Трубниковском переулке Тамручи создала современное выставочное пространство. Ее «Открытая галерея», работавшая здесь с 2009 по 2016 год, стала важной точкой на арт-карте Москвы. Историк искусства Анна Романова рассказала корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой о выставках и художниках «Открытой галереи» и о том, что исследования Натальи Тамручи планируют издать отдельной книгой.

Анна, «Открытая галерея» работала с 2009 по 2016 год, наверное, многие произведения художников разошлись по разным коллекциям. Трудно было их искать?

– Эта выставка была задумана друзьями Наташи Тамручи. Непосредственно экспозицией и отбором работ занимались кураторы и художники – Ирина Горлова, Андрей Кузькин, Иван Лунгин, Сергей Сафонов, Игорь Чувилин и я. Выставка проходит в пространстве бывшей «Открытой галереи» – сейчас галереи «Ковчег», кураторам которой Наташа сама предложила сотрудничество и совместные проекты несколько лет назад. Произведения предоставили сами художники, к коллекционерам мы не обращались – не было такой необходимости. Большинство работ участвовало в выставках «Открытой галереи», поскольку нам было важно напомнить о кураторских проектах Наташи Тамручи, а не просто обозначить круг близких ей художников. Какие-то работы пришлось разыскивать, например, произведения Александра Бродского, но в итоге все получилось, и на выставке можно увидеть его лайтбокс 2010 года.

Наталья Тамручи показывала очень разных и в плане поколений, и в смысле концепций художников – от Дмитрия Плавинского, Юрия Альберта до Хаима Сокола. По какому принципу вы отбирали работы?

cult-1-t.jpg
Выставка "Искусство как область свободы.
Круг Тамручи". Слева - инсталляция из ящиков,
оставшихся после перформанса
Андрея Кузькина "Все впереди!" (2011). Справа -
"Оптическая минералогия" (2009) Сергея Шутова.
Фото предоставлено галереей "Ковчег"
– Мы ориентировались на каталоги галереи, где Тамручи сама обозначила границы «своего круга». Наташа хорошо знала московских концептуалистов: Андрея Монастырского, Игоря Макаревича, Елену Елагину, Веру Хлебникову, Ирину Нахову – весь этот круг. С ним она начала работать как галерист и куратор, но очень быстро втянула в свою «орбиту» интересных ей художников, из нового на тот момент поколения – уже упомянутого Андрея Кузькина, Ивана Лунгина, группу «МишМаш», Ивана Дубягу, Константина Аджера и других. Тамручи постоянно находилась в поиске новых художников и идей, не обращая особенного внимания на направления или медиумы. Например, Иван Лунгин и Нина Керцелли много работают как живописцы, и Наташе это тоже было интересно, – она задавалась вопросом: насколько сегодня возможно существование «чистого искусства», вне социальной повестки? Для контраста: в 2012 году ей показалось важным сделать выставку Григория Ющенко – художника-панка, входившего в питерское объединение «Галерея PARAZIT». В какой-то момент Тамручи заинтересовала фотография, и в 2013 году она сделала выставку Сергея Лебединского и Владислава Краснощека. Эти имена известны не каждому профессионалу, а между тем они прекрасные фотографы с очень оригинальным искусством, в чем также можно убедиться на выставке. Тамручи могла быть куратором выставки или ее менеджером, который помогал художнику в его проекте, – это было неважно. Важно, что она становилась единомышленником художника, иногда ее участие в проекте было определяющим для его реализации.

Современное искусство воспринималось Тамручи как неотъемлемая часть мировой культуры, в ее статьях, в том числе посвященных современному искусству, всегда есть отсылки к историческому контексту. В принципе ее выставки – «Тайная жизнь тел» (2009), «Мужское начало» (2009), «Город» (2009), «Соблазн» (2009), «Воспоминания и сны» (2010) – можно было сделать на материале любой эпохи – от античности до модернизма, настолько универсальными и вневременными являются эти темы.

cult-2-t.jpg
Наталья Тамручи и Анна Романова
в Новой Третьяковке. 2017.
Фото из архива Натальи Тамручи
предоставлено
организаторами выставки
Некоторые проекты ее галереи – например, перформанс Андрея Кузькина «Все впереди!» 2011-го, документацию которого вы сейчас тоже показываете, – стали вехами в развитии современного искусства. Где сейчас хранятся ящики с вещами, от которых он тогда освободился, замуровав их на 29 лет?

– Да, это был очень важный проект для «Открытой галереи», еще и потому, что после него Наташа стала делать персональные выставки своих художников, чего изначально не предполагалось. На выставке в 2011 году инсталляция Андрея Кузькина, состоящая из 59 железных ящиков, занимала все пространство «Открытой галереи». Потом около 20 ящиков разошлись по музейным и частным коллекциям. Мы показываем шесть ящиков, которые оказались доступны, остальные хранятся и ждут своего часа. Этот проект рассчитан на долгую перспективу: в 2040 году Андрей Кузькин планирует сделать выставку, по возможности собрав все ящики.

Название выставки перефразирует заголовок статьи Натальи Тамручи «Безумие как область свободы», посвященной неофициальной культуре в разных ее аспектах и опубликованной по-русски как раз в 2009-м, когда заработала «Открытая галерея». Для Тамручи как для историка искусства тексты как исследование ведь были очень важны.

– Да. Наташа Тамручи много писала как историк искусства и как критик. Кстати, ее дипломная работа в МГУ была посвящена Михаилу Врубелю, и тема безумия впервые возникла в ее исследованиях именно в связи с его творчеством. В 1995 году в австралийском издательстве Craftsman house вышла серия о российском искусстве, для которой Тамручи написала две книги – «Московский концептуализм» и «Опыты безумия», где тема безумия рассматривалась уже в контексте современного искусства. Сейчас есть планы сделать ее сборник, я надеюсь, это получится. Может быть, в сборник войдут фрагменты этих текстов, потому что на русском языке ее исследование о безумии было опубликовано намного позже, в виде той статьи, которую вы упоминаете, а материалы о московском концептуализме, если и издавались, то скорее всего тоже в виде отдельных текстов.

В 1990-е она поменяла сферу деятельности и ушла в дизайн. Потом, используя этот опыт, смогла самостоятельно создать галерею с нуля, придумав в ней все, вплоть до оригинальных светильников.

– Когда Наташа исчерпывала для себя какую-то тему, то переставала ей заниматься. Так, в середине 1990-х она ушла в интерьерный дизайн и добилась там определенных успехов, даже получала профессиональные премии, не будучи по специальности ни архитектором, ни дизайнером. Пространство ее галереи – это замечательный пример ее таланта и вкуса. Когда она решила открыть в заброшенном подвале галерею – всей реконструкцией руководила лично, сама придумала дизайн, продумала каждую мелочь. «Открытая галерея», которую создала Тамручи, – одно из самых необычных и красивых галерейных пространств в Москве.

cult-3-t.jpg
В Московском музее современного искусства
на открытии выставок Андрея Кузькина
"Право на жизнь" и "Протезы замещения"
группы "МишМаш" в 2016 году.
Фото из архива Натальи Тамручи
предоставлено
организаторами выставки
Почему галерея закрылась в 2016-м?

– Формально она не была закрыта. Да, прекратились галерейные выставки, но, возможно, Тамручи не была готова работать с молодыми художниками, с поколением миллениалов. Не была готова их представлять, что-то им предложить как куратор, не чувствовала в себе запала, чтобы их на что-то сподвигнуть или что-то из них вытащить, то есть решила взять паузу. Но это не значит, что она не вернулась бы, вдохновившись какой-то идеей или художником. Те, кого Тамручи подхватила в конце нулевых – Андрей Кузькин и Иван Лунгин, Аня Желудь, – были ей созвучны, и она продолжала с ними работать. В 2016 году в Московском музее современного искусства Тамручи сделала две выставки: Андрея Кузькина «Право на жизнь» и группы «МишМаш» «Протезы замещения», которые были объединены в один проект. Наташа предложила показать в музее последние проекты художников, переосмысляющие их опыты перформансов и традицию московского концептуализма. У нас на выставке они тоже находятся в одном зале, в этом же зале представлены работы Андрея Монастырского. Такой поколенческий диалог был очень близок Тамручи, и я рада, что на выставке нам удалось напомнить о ее кураторском подходе и показать разнообразие художественных практик, существовавших на переломе нулевых в отечественном современном искусстве.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мои сюжеты – лего

Мои сюжеты – лего

Марианна Власова

Михаил Барщевский о собирательных образах в литературе, современном темпо-ритме и смерти театра

0
1066
Живу дальше: Мультимедиа Арт Музей снова открыт

Живу дальше: Мультимедиа Арт Музей снова открыт

Дарья Курдюкова

Проект к 90-летию Эрика Булатова – камерный, но главный в первой выставочной серии

0
1375
Киев объявил условия Вашингтону

Киев объявил условия Вашингтону

Наталья Приходко

В ВСУ отказались от ударов по российским НПЗ в обмен на поставки новых систем ПВО

0
2602
Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Олег Мареев

Многие современные художники пытаются прийти к успеху без приложения минимальных усилий

0
2402

Другие новости