1
3585
Газета Культура Печатная версия

20.07.2020 17:26:00

"Большие гастроли-онлайн" за одну трансляцию собирали аудиторию зала за весь сезон

Директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова – о перспективах цифровизации театрального процесса

Тэги: театральный процесс, цифровизация, гастроли онлайн, елена булукова, интервью


театральный процесс, цифровизация, гастроли онлайн, елена булукова, интервью В программе «Больших гастролей-онлайн» был и спектакль Детского музыкального театра им. Сац «Синяя птица». Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Завершился первый сезон ежедневной программы «Большие гастроли-онлайн», охватившей более 25 млн зрителей. За три месяца самоизоляции прошли 109 трансляций видеозаписей и прямых эфиров спектаклей из пустых залов российских театров. Первый всероссийский виртуальный гастрольный проект перешел в еженедельный режим стриминг-вещания. Каждую субботу в формате Live для зрителей продолжатся бесплатные показы в прямом эфире на всех официальных каналах «Больших гастролей». Генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена БУЛУКОВА рассказала журналисту Елизавете КОШКИНОЙ о критериях отбора спектаклей, востребованных жанрах и работе в непростых обстоятельствах.

Коллективы из каких регионов были наиболее активны?

– География виртуального гастрольного тура протянулась от Калининграда на западе до Хабаровска на Дальнем Востоке, от Архангельска на севере до Астрахани на юге. Особое внимание мы уделили региональным театрам, они занимают более 80% всей программы. Не хотелось бы кого-то выделять, ведь очевидно, что ресурсы и возможности у каждого региона разные. Это касается и качества видеозаписей, которые предоставляли театры, и «живых» трансляций, для которых труппе необходимо было выйти в прямой эфир и сыграть спектакль при пустом зале. Откликнулись и прислали заявки почти все регионы, но, учитывая федеральный масштаб проекта и наших партнеров, отбор видеозаписей производился по строгим критериям в отношении качества картинки, звука, операторской работы и, конечно, художественной ценности и элементарной цензуры, ведь трансляции были доступны всем, а значит, нас смотрели зрители разных возрастов, разных предпочтений. Конечно, перед каждой трансляцией мы анонсировали показ таким образом, что в соответствии с описанием зритель мог сам для себя решить, стоит ли ему  присоединиться к просмотру.

После такого масштабного проекта – и по количеству участников, и по количеству просмотров – можно ли сделать какие-то выводы о предпочтениях аудитории?

– В «Больших гастролях-онлайн» мы собрали все жанры: драму, балет, детско-юношеские спектакли, постановки театров кукол, оперу, мюзикл, гала-концерт, даже водевиль и спектакль с элементами циркового представления. Экспериментальными были читки пьесы «Пир во время чумы» Национального театра имени Горького из Минска и проведение первой онлайн-экскурсии по музею Театра Образцова. Критерии популярности аудитории оказались очень относительными. Разумеется, классическая пьеса и хорошая классическая постановка – это почти стопроцентное попадание для большей части зрителей. В этом случае гарантирован большой охват и ответные комментарии с благодарностями. Современная пьеса, современная постановка – это всегда риск. И порой нам приходилось читать очень противоречивые отклики на подобные спектакли, но мы все же – за разнообразие и за возможность выбора.

Какие спектакли оказались в лидерах?

– Могу сказать, что за время трансляций в рамках программы «Большие гастроли-онлайн» ощущался своеобразный ренессанс театра кукол. Помимо того, что было много видеозаписей кукольных спектаклей, этот жанр театрального искусства стал лидером прямых эфиров. А так как зал театра кукол редко вмещает больше 50–100 мест, спектакли наших участников были сыграны в прямом эфире и увеличили охват спектакля в сотни раз. Охват одной трансляции «Больших гастролей-онлайн» оказался равен посещаемости театра за сезон из тысячи аншлагов на родной площадке. Например, 1000 залов за один прямой эфир спектакля «Можно попросить Нину?», который был организован из пустого зала Московского областного государственного театра кукол, рассчитанного всего на 50 мест. Или трансляция спектакля «Приключения Буратино» Иркутского областного театра кукол «Аистенок», которую посмотрели 297 тыс. человек. По словам администрации театра, «чтобы собрать такую аудиторию в офлайн-формате, спектакль нужно было бы показать 1704 раза». Примечательно, что в топе просмотров «Больших гастролей-онлайн» с полумиллионным охватом за один спектакль оказались в одном ряду и малые театры на 30–50–100 зрительских мест, и залы-тысячники.

Как, по-вашему мнению, опыт онлайн-трансляций скажется на дальнейшей судьбе и развитии театрального дела? 

– Я очень надеюсь, что руководители театров и региональных министерств культуры задумаются о том, чтобы выделять больше средств и времени на профессиональные записи спектаклей. Конечно, то, что случилось в результате пандемии, – это форс-мажорная ситуация, а театр, будучи живым организмом, должен функционировать здесь и сейчас, чувствовать дыхание зала, но опыт нашей онлайн-программы показал, что именно те коллективы, которые имели качественные записи спектаклей и не бездействовали, в итоге максимально проявили себя во время всеобщей самоизоляции. Они предоставляли материалы о спектаклях, живо интересовались цифрами просмотров, поддерживали нас в региональных СМИ. К процессу активно подключались участники и создатели спектаклей – ведь перед каждым показом мы транслировали их уникальные видеообращения, в которых директора, режиссеры, актеры рассказывают о спектакле и о своем участии в «Больших гастролях-онлайн». Помимо этого надо понимать, что рано или поздно спектакль уходит со сцены, а запись остается в архиве. А это важно и для истории, и для последующих поколений артистов, которые войдут в коллектив конкретного театра. 

Как обстоят дела с планами «Больших гастролей» на будущий сезон?

- Уже со второй половины августа надеемся запустить первые реальные гастроли ведущих и региональных театров. Но пока все планы программы «Большие гастроли» ждут официального открытия театров и подтверждения регионов по готовности принимать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2267
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2739
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
5329
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
5761

Другие новости