0
3086
Газета Культура Печатная версия

13.07.2020 18:20:00

Дюрер и Рембрандт в эпоху Instagram и личного присутствия

Пушкинский музей открылся для зрителей и продлил выставку графики

Тэги: пушкинский музей, выставка, графика


пушкинский музей, выставка, графика Пресс-конференции в Итальянском дворике музея теперь будут проходить так. Фото пресс-службы ГМИИ им. Пушкина

Пушкинский музей принял первых после долгого перерыва посетителей в минувшую пятницу. В связи с новыми правилами посещения здесь запустили проект «В Пушкинский с Пушкиным». В офлайн-части Александр Сергеевич, переживший Болдинскую осень, а теперь рисованный Леонидом Тишковым, дает советы нам – с рисунков, выставленных в Греческом зале. Андрей Сильвестров сделал с поэтом видеоролики, с одной стороны, рассказывающие о новых правилах посещения музея, с другой – позволяющие попасть в пространства, закрытые для публики. Например, в реставрационную мастерскую или в Дом графики. Собственно, Дом графики – «точка отсчета» наконец-то открывшейся выставки «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», первого такого масштабного показа-дайджеста.

У этой выставки сложная судьба, но проект все-таки дождался зрителей. «От Дюрера до Матисса» должны были открыть в конце марта (см. интервью с куратором, ведущим научным сотрудником отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Виталием Мишиным в «НГ» от 23.03.20), через неделю после того, как все музеи закрылись. Выставка была уже смонтирована, открытие провели в закрытом музее и транслировали онлайн, выложили в Сеть путеводитель, много онлайн-экскурсий, наконец, виртуальную панораму с откомментированными произведениями. Словом, музей очень тщательно отработал проект в цифровом формате. Но его очень хотелось увидеть именно живьем, и в день открытия музея корреспондент «НГ» провела там 4,5 часа, присоединяясь к экскурсиям, которые водили сотрудники Отдела графики. Хорошо известно, что графику нельзя экспонировать больше трех месяцев, и, согласно первоначальному плану, экспозиция должна была завершиться 21 июня. Сейчас проект продлили до 1 ноября.

Больше 170 рисунков из примерно 27 тыс. листов структурированы хронологически и по странам, представляя историю развития рисунка через призму коллекции Пушкинского музея. Внутри этого дайджеста есть много разных линий: это и история развития техники рисунка, и, например, единичные, но драгоценные вкрапления работ разных авторов, рисунки как подготовительные штудии и как самостоятельные произведения, споры об атрибуции разных работ и т.д. Рисунок – камерная, интимная сторона большой истории искусства, но с его помощью можно приоткрыть дверь в творческую кухню художника, в метод работы. Рисунок – язык, и у разных культур, конечно, есть свой акцент, почерк, интонация.

Дюрер, безусловно, один из главных героев выставки. Из двух хранящихся в музее его рисунков (второй – этюд для «Алтаря Геллера») экспонируют один – «Танцующих и музицирующих путти с античным трофеем». Основательные, щекастые фигурки в разных фазах движения сделаны в период первого итальянского вояжа немецкого мастера. Сделаны с вниманием к итальянской пластике и с северной четкостью рисунка. По словам хранителя итальянского рисунка XV–XX веков Марины Майской, относительно атрибуции этого листа мнения исследователей расходятся: примерно половина выступают за авторство Дюрера, другая половина – против. Разумеется, хочется, чтобы это был сам Дюрер, но в любом случае вещь замечательная, в том числе и как взгляд северян на классическую форму. Недалеко от Дюрера находится один из ранних, как говорит Майская, рисунков Витторе Карпаччо – «Философ в студии, занятый геометрическими измерениями», и здесь мнения экспертов относительно того, к какой работе он мог быть эскизом, не сходятся, но, как бы то ни было, это зафиксированная в рисунке гуманистическая культура. И принципиально иной, чем у Дюрера, почерк – быстро, эскизно сделанные контуры.

Почерк Винсента Ван Гога виден не только на рисунке – единственном в российских музеях, но и на вангоговских заметках на полях этого же листа. Рисунок соотносится с живописным портретом «Мусме» из Национальной галереи Вашингтона, однако это не эскиз, а сделанный постфактум лист: Ван Гог отправил его художнику Эмилю Бернару, снабдив черно-белый графический портрет комментариями относительно колорита картины. Вскоре после Ван Гога вы придете к символизму Врубеля в эскизе-варианте к «Демону поверженному». И это как раз тот случай, когда можно увидеть мучительные поиски художника, менявшего позу Демона, что видно по бумажным надставкам листа.

Тому, что рисунок – интонация, одним из лучших и в то же время едва уловимых примеров служит «Композиция Ж (Голосу)» Василия Кандинского, который, как известно, исследовал психологическое влияние цвета на человека. Ему, международному мастеру-новатору, проведшему большие периоды жизни и в России, и в Германии, и во Франции, отдана экседра Белого зала. Акварельная абстракция 1916 года, как рассказывает хранитель коллекции голландской графики XVI – первой половины XX века, фонда книг и альбомов Наталья Маркова, передает впечатление от телефонного разговора еще не встречавшихся лично художника и Нины Андреевской, которые поженятся в 1917-м.

Одна из сквозных линий экспозиции – рифмы между работами разных художников. Так, рядом с Георгом Гроссом оказывается Юрий Пименов, а почти напротив них в Белом зале – Борис Григорьев. Все трое – с «едкими», очень энергично сделанными размышлениями о разных сторонах городской жизни соответственно 1920-х и 1910-х годов. Рифмы из голландского искусства и жизни XVII века – это две будничные зарисовки. Одна, где мы вместе с художником будто случайно замечаем со спины женщину с ребенком на руках, сделана рукой Рембрандта, с немногочисленными, легкими и уверенными линиями. По соседству висит рисунок «Блинщица (Кухня в доме Рембрандта)». Долгое время, еще с XVII века, рассказывает Наталья Маркова, он считался работой самого Рембрандта, но строгий анализ показал, что это все-таки произведение какого-то ученика великого голландца. Акцент на тихие будни, где за непримечательными мотивами есть своя идиллия, внимание художников XVII столетия к таким мотивам – то, что директор Рейксмузеума Тако Диббитс как-то сравнил с сегодняшним Instagram.

В том, что касается международных выставочных проектов, вопрос пока остается неясным, но музеи надеются на какое-то возобновление обмена. Показ работ из Музея Каподимонте, который должен был открыться в Пушкинском музее как раз летом, конечно, провести сейчас было невозможно, но выставка Арчимбольдо пока по-прежнему стоит в музейных планах на декабрь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1419
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1376
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12328
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8673

Другие новости