0
3681
Газета Культура Печатная версия

30.06.2020 18:19:00

Пушкинский музей представил онлайн-премьеру аудиоинсталляции Таус Махачевой о цирке и жизни

Шаривари: вчера, сегодня, навсегда

Тэги: пушкинский музей, выставка, шаривари, мультимедийный проект, таус махачева


пушкинский музей, выставка, шаривари, мультимедийный проект, таус махачева Экстравагантные костюмы – неотъемлемый атрибут любого цирка. Фото Пэта Вербрюггена с сайта www.100waystoliveaminute.pushkinmuseum.art

Шаривари – это массовый акробатический номер на цирковой арене. Аудиоинсталляция «Шаривари» – часть одноименного мультимедийного проекта Таус Махачевой о цирковых традициях СССР вообще и Бакинского государственного цирка в частности. Тут задействованы архивные материалы – в том числе из Бакинского госцирка, Госархива Азербайджана и Госархива кино- и фотодокуметов Азербайджана. Работа была впервые представлена почти год назад в YARAT Contemporary Art Space в Баку. Сейчас Пушкинский музей в рамках онлайн-проекта «100 способов прожить минуту» устроил ее цифровую премьеру. Случилось это как раз между парадом и голосованием, во время пандемии и экономического кризиса.

Таус Махачева учит нас слушать. Как и любое хорошее произведение искусства, ее инсталляция актуальна в разных контекстах. Тут и говорят: «Цирк во все времена отражает картину мира».

Судя по репортажам, в Баку зритель попадал в большой зал с причудливыми костюмами, зверями и разными конструкциями, и, пока он между ними бродил, звучали 10 новелл. В формате «100 способов прожить минуту» – это около получаса экранного времени с архивным черно-белым снимком с арены на заставке (и дополнением из фотографий с выставки в YARAT) и отличным, порой до абсурда смешным и грустным (своей современностью и своевременностью) текстом.

Тут есть силачка-бухгалтерша, которая между ареной цирка и умножением чисел выбрала второе. Тут есть плюшевые медведи, каких покупают дамам вместе с букетами роз и каких пытались превратить в дрессированных посредством спецменю («Хорошее угощение и крепкий кнут – залог удачного представления»). Здесь есть застенчивый лев-чревовещатель, из которого с некоторых пор вещает гимнастка, а из той – требующая прав злопамятная овца. Здесь есть лошадь, списанная на мясокомбинат после запрета номеров со зверями и создавшая собственную труппу. Есть поднимающиеся в небо фламинго, наполненные коньяком, и дрессированные бакинские помидоры, которые не просто имеют свойство быстро исчезать, но не появляются вовсе.

Нынешняя эпоха – с одной стороны, время модного сторителлинга, с другой – не иссякающего потока разного рода образов и картинок. Обратная сторона этого процесса применительно к музейному буму заключается в том, к примеру, что мы часто не успеваем остановиться и вникнуть, прочитать, рассмотреть. Идем и фотографируем. Проходим мимо. Работы Таус требуют внимания. Они всегда тщательнейшим образом, с помощью большой команды, сделаны, можно сказать, отточены – и они рассказывают важные истории. Об идентичности места и региона, о хрупкости культуры, много о чем. Это может быть завораживающий визуальный ряд (как, в частности, в «Гамсутле» или показанном в основном проекте 57-й Венецианской биеннале «Канате»), а может быть акцент на звуке (как было в аудиоинсталляции «Вабабай, вададай!», представленной Виктором Мизиано два года назад на выставке IV сессии его проекта «Удел человеческий», см. «НГ» от 02.07.18), на слове, тексте, истории людей. Так было, скажем, в перформансе, проходившем «вне зоны видимости», как говорила в одном из интервью Таус, – в «Байде» (по названию лодки). Видеодокументацию этой работы, сделанной для 57-й Венецианской биеннале в 2017 году, спустя несколько месяцев можно было увидеть на выставке Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору» в Московском музее современного искусства (см. «НГ» от 25.12.17). Таус, ее alter ego Супер Таус, одна из самых известных сегодня в мире молодых российских художников, умеет быть разной, менять интонацию, чтобы рассказывать важные вещи.

«В цирковой традиции «шаривари» называют номер, в котором разноплановые сольные и групповые номера исполняются одновременно, наращивая сложность и интенсивность, пока вся арена не заполняется артистами», – напоминают в музее. Энергичный рассказ через разные новеллы наполняется голосами героев, превращается в действо, складывается в конструкцию мироздания – с бухгалтершей, ареной цирка, ложей директора, тортом, на котором сидит муха в серебряном плаще, и везущими все это хомяками. Это старинный новый мир, где есть «услуга» по цифровизации – в VR-шлеме зритель может хоть подчинять, хоть подчиняться и застрахован от всего на свете, кроме отключения электричества дома. В буфете активно продвигают меню с продуктами, содержащими нефть. В самом начале вас предупредят, что «вы окажетесь свидетелями превышения человеческих возможностей, попрания этических норм» и т.д. и т.п., и в самой же первой новелле-вступлении рефреном будут звучать слова «все это будет тепло встречено публикой». В этом старинном новом мире окажется, что «люди просто любят смотреть, как кто-то над кем-то доминирует»; в нем будет оптимизация, проведенная столбом. Словом, старинный новый мир с его буффонадой, гротеском, с интонацией его формулировок – это метафора, актуальная вчера, сегодня, завтра. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1504
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1457
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12422
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8725

Другие новости