Театр «Берлинер ансамбль» к постпандемийной рассадке зрителей готов. Фото Maja Hitij/Getty Images
Роспотребнадзор, Министерство культуры и руководители театров приступили к выработке правил по работе учреждений. Последнее совещание было проведено по инициативе директора Большого театра Владимира Урина и представителя президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству и президента Театра мюзикла Михаила Швыдкого.
Со стороны чиновников в совещании приняли участие глава Роспотребнадзора Анна Попова, заместитель министра культуры Алла Манилова, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Оксана Косарева и члены рабочей группы Минкульта по поддержке учреждений культуры в период пандемии – директор БДТ им. Г. Товстоногова Татьяна Архипова, со стороны руководителей – директор Театра наций Мария Ревякина, художественный руководитель Детского музыкального театра им. Сац Георгий Исаакян и заместитель художественного руководителя МХТ им. Чехова Марина Андрейкина.
Не все театры приступили к репетициям – большинство трупп как раз сейчас ушли в отпуск, но рано или поздно к работе вернутся все: открытия сезона артисты и руководители ждут как никогда. Правда, в каких условиях он откроется и когда, пока неизвестно – эти вопросы остаются открытыми. Пока же вырабатываются рекомендации, касающиеся внутреннего распорядка: возобновление репетиционного процесса разрешено с 9 июня.
Профилактические меры, которые обсуждались на совещании, в целом не отличаются от выработанных для кинотеатров и музеев. К ним относятся обязательное применение средств индивидуальной защиты (маски и перчатки), измерение температуры и установка тепловизоров на входе и ультрафиолетовых ламп в репетиционных залах, регулярная дезинфекция помещений и поверхностей в рабочих кабинетах, соблюдение полутораметровой дистанции на репетициях и в кабинетах. Роспотребнадзор рекомендует составить графики репетиций так, чтобы артисты и режиссеры по возможности не пересекались, а также выработать и закрепить для каждой группы сотрудников маршруты для перемещения по зданию.
Между тем московское управление Роспотребнадзора разослало в театры, концертные организации и цирки городского подчинения (их большинство) свои рекомендации, более жесткие. Так, кроме общепринятых норм московским учреждениям предписано проверять сотрудников на наличие вируса COVID-19 (не менее 10% коллектива), также в документе прописана дистанция для музыкантов – два метра между духовиками и артистами хора, полтора – между струнниками и артистами на сцене. На момент репетиции это сделать возможно – при наличии большого репетиционного зала или прямо на сцене театра, а не в репетиционной яме. Но как рассадить музыкантов в оркестровой яме – непонятно. В концертных залах – возможно, например, при демонтаже партера, но качество звучания пострадает обязательно, что по большому счету сведет усилия по организации концертов на нет. Видимо, всем – и артистам, и зрителям – придется привыкать к полумерам.
Учтены правила организации гримерных помещений и работы гримеров (частая дезинфекция рук, индивидуальные наборы грима для каждого артиста), проветривание помещений для репетиций. Прописаны и правила приема пищи – на рабочем месте обеды и перекусы запрещены, только в специально организованных местах.
В новых условиях уже начались репетиции в театре Et Cetera – пока это читки или разборы пьес, их проводят в Эфросовском зале, где возможно соблюдать социальную дистанцию.
Тем не менее рано или поздно любая репетиция за столом переходит на сцену или в репетиционный зал, и как режиссеры смогут ее организовать, непонятно.
То же самое относится и к существованию театров после открытия. Шахматная рассадка не спасет зрителя от возможного заражения, поскольку путь до зала лежит через входные двери, гардероб, туалет – то есть места, где дистанцирование организовать невозможно или крайне сложно. Поэтому директора театров высказываются о начале работы в таких условиях весьма скептически. Это и опасно, и нерентабельно, поскольку шахматная рассадка позволяет заполнить лишь треть зала, но риск заражения при этом сохраняется.
Что касается сценической части, то здесь условия Роспотребнадзора вынуждают театры и концертные залы пересматривать репертуар в пользу камерных спектаклей с участием минимума артистов (возможно, одного или семейной пары), без музыкантов (под фонограмму). Но ни один из руководителей пока не высказался о готовности идти на такие компромиссы, поскольку это неизбежно приведет к сокращению зарплат (которые в большинстве случаев зависят от количества работы) и соответственно финансирования или даже к сокращению штата. Восстановить же все это будет очень и очень сложно.
комментарии(0)