Изоляция вынудила музеи заметно продвинуться в виртуальном мире. Скриншот с сайта www.pushkinmuseum.art
Спешка начала недели по снятию в Москве ограничений не отменяет ни продолжающейся пандемии, ни того, что Россия по числу заражений находится на третьей строчке в мире, ни того, что в РФ больше всего зараженных в Москве. Соответственно, не отменяет это и обсуждения цифровизации музеев, которое актуализировалось с началом самоизоляции. С одной стороны, это вопрос виртуального контента. С другой, взаимодействие с аудиторией.
Во время дискуссии "Музеи и будущее, которого мы хотим", прошедшей в рамках форума "Музейный гид", президент комитета по образованию и культурной деятельности Международного совета музеев (CECA-ICOM) Мари-Кларте О'Нил сказала:"Сейчас стало очевидно, что нужно менять контент, который мы транслируем в виртуальной реальности". Это должна быть не просто техническая новинка, как ее долгое время воспринимали: "виртуальность должна работать на реальность", но не может ее заменить. Между ними должен быть выстроен мост, тем более что количество доступных музеям цифровых инструментов связано с числом оффлайн-посетителей. В последние годы временные выставки перетянули внимание на себя, но пандемия подводит к тому, чтобы больше сосредоточиться на постоянной экспозиции, и нынешнее время, по словам О'Нил, - "прекрасная возможность помочь людям понять, чем занимаются музеи", т.е. рассказать о том, что они хранят и изучают.
Онлайн-контент, понятное дело, бывает очень разным: это и специальные онлайн-проекты, будь то сайты выставок или даже виртуальные панорамы (в этой области в Москве лидером стал Пушкинский музей), и лекции с совершенно разными подходами, и много чего другого. К примеру, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на той же дискуссии рассказала, что в первые дни после закрытия музея они установили камеры в пустых залах, в том числе в тех, куда возвращались с выставки в Русском музее работы Репина. Хотели еще проводить съемки в реставрационных мастерских, но не успели. Здесь же можно вспомнить, что на странице образовательного портала ГТГ "Лаврус" стартовал цикл "Эпоха перемен" - несколько видеороликов с рассказами современных российских художников о том, как они переживают нынешние времена.
Директор ГМИИ Марина Лошак на недавней лекции "Музеи во время пандемии и после нее" упомянула о том, что они готовят VR-экскурсии в 4D, чего, по ее словам, "нет нигде в мире - только, кажется, у французов". Среди многих появившихся во время закрытия музея инициатив можно напомнить, с одной стороны, о цикле онлайн-встреч "Спросите хранителя", а с другой, о платформе "100 способов прожить минуту". В широком смысле слова "100 способов..." - проект об осмыслении времени в совершенно разные эпохи и в разных географических точках. И это именно онлайн-проект, который постоянно обновляется и который в таком охвате был бы невозможен как оффлайн-выставка.
О взаимодействии с аудиторией, которое должно выходить на новый уровень, независимо друг от друга и на разных площадках говорили и Мари-Кларте О'Нил, и Марина Лошак, и другие эксперты. Директор галереи Тейт Мария Бэлшоу в интервью британской The Art Newspaper подчеркнула, что "во время локдауна акцент вновь был поставлен на человеческой креативности, творчестве. Искусство и культура жизненно важны для социального благополучия". Публика, говорила на своей лекции Марина Лошак, должна чувствовать себя частью творческой среды, а не просто зрителем.
Она напомнила, что одной из функций крупных музеев стала глокальность, умение показать ценность локального, уникального в рамках глобального развития культуры. Цифровизация, где лекции по истории мирового искусства соседствуют с рассказами о коллекциях конкретного музея и с возможностью увидеть в том числе то, что обычно скрыто от широкого зрителя, - тоже ведь часть этой глокальности, важная не только в период пандемии. Как и онлайн-выставки, которые, конечно, не смогут заменить живого общения с произведениями искусства, но делают возможным виртуальное знакомство для тех, кто по разным причинам не может прийти в музей.
Банально повторять, что цифровой контент зажат рамками финансовых возможностей и финансовых трудностей, которые испытывают закрытые во время пандемии институции, представляющие онлайн-проекты бесплатно. Но вместе с тем цифровой контент можно рассматривать как часть инвестиций в будущее и в заинтересованность оффлайн-аудитории. Качественные истории будят любопытство.
комментарии(0)