3
3702
Газета Культура Печатная версия

02.06.2020 19:01:00

Обсуждали пандемию. Победа осталась за космосом

XXII Международный фестиваль "Интермузей" впервые состоялся в цифровом формате

Тэги: фестиваль, интермузей, пушкинский музей, цифровизация, пандемия, коронавирус, культура

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

фестиваль, интермузей, пушкинский музей, цифровизация, пандемия, коронавирус, культура Музей космонавтики выиграл конкурс сразу в двух номинациях. Фото с сайта www.kosmo-museum.ru

В этом году фестиваль, прошедший в последних числах мая, посвятили 75-летию Победы и музеям в годы войны, а главной темой «Интермузея» стали «Хранители мира». В digital-смотре участвовали около 400 институций – не только музеи, но даже Московский зоопарк. Помимо культурной, деловой и детской программ на фестивале ежегодно проводят конкурс – в этот раз Гран-при достался Московскому музею космонавтики. Он же стал лауреатом в номинации «Лучший образовательно-просветительский проект» за программу «МКС на связи». Специальный диплом Минкультуры вручили Пушкинскому музею за исследовательско-реставрационный проект о перемещенных ценностях «Дважды спасенные» (см. «НГ» от 25.05.20).

Дискуссии деловой программы – традиционно одна из самых насыщенных частей «Интермузея». Нетрудно догадаться, что в этом году здесь было два главных направления обсуждения – во-первых, пандемия и музеи, во-вторых, цифровизация.

Филиал Эрмитажа в Амстердаме открылся раньше самого Эрмитажа – 1 июня. Во время дискуссии «Охранные системы безопасности в музее» начальник службы эксплуатации и безопасности этого амстердамского музея Себастьян Лагендаал рассказал о том, как они с коллегами планируют обеспечить работу в новых эпидемиологических условиях. Согласно расчетам Музейной ассоциации Нидерландов, одному зрителю требуется около 10 кв. м площади и, в соответствии с требованиями Национального института общественного здоровья, соблюдение дистанции в 1,5 м. Исходя из этих данных, в эрмитажном филиале рассчитали, что в час входная зона может пропустить около 220 человек.

Чтобы развести потоки входящих и выходящих людей, там открыли дополнительные входы (до сих пор в этом музее был один довольно узкий вход) и оснастили их дезинфицирующими средствами для рук. От измерения всем входящим температуры голландцы отказались – по словам Лагендаала, это противоречит положениям о приватности частной жизни и информации. Контроль билетов (их нужно покупать онлайн) будет осуществляться бесконтактно – на столе, оснащенном сканером, а в тех местах, где возможен контакт с музейными службами, поместили прозрачные пластиковые экраны. Гардеробы заменены камерами хранения, а аудиогиды – приложениями для смартфонов (к этой мере в музее хотели перейти давно, и пандемия ускорила процесс). Выставочные пространства специальной разметкой на полу разделены на квадраты, в каждом из них указано количество человек, которые могут находиться там единовременно.

На проходящем в рамках «Интермузея» форуме «Музейный гид» одна из сессий была посвящена теме «Музеи и будущее, которого мы хотим». Европейские специалисты снова и снова говорят о том, что пандемия должна заставить мир переосмыслить музейную деятельность – количественные показатели не всегда могут быть критерием успеха.

Генри Мак-Ги, автор инициативы Curating Tomorrow, член рабочей группы Международного совета музеев (ИКОМ) по устойчивому развитию, напомнил, что с 2000 года мир столкнулся уже с несколькими эпидемями, и необходимо быстрее решать задачи, связанные с устойчивым развитием. Тема нынешнего «Музейного гида» вообще во многом была задана открывавшим форум выступлением Мак-Ги «Музеи и цели устойчивого развития»: пять лет назад Генассамблея ООН приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, и многие из этих целей связаны как раз с музейной жизнью.

Если вернуться к дискуссии о музеях и будущем, то там речь, разумеется, шла о потерях в сфере культуры и о цифровизации. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова напомнила, что 64% от бюджета ГТГ – то, что музей зарабатывает сам. И за время закрытия галереи потери составят около 2,7 млн евро. «Правы те, кто говорит о необходимости госкомпенсации музеям, театрам, филармониям за три месяца бесплатного исполнения спасительной функции», – сказала Трегулова, которая наряду с другими руководителями культурных институций вошла в созданную 28 мая рабочую группу, разрабатывающую предложения по поддержке учреждений культуры в условиях пандемии.

Генсекретарь Европейской сети музейных ассоциаций NEMO Юлия Пагель сказала: последствия кризиса таковы, что некоторые музеи опасаются, смогут ли они вообще открыться. Вместе с тем она напомнила о важности сотрудничества с частным сектором и о значении цифрового развития музеев. По ее словам, около 50% музеев во время закрытия предложили одну или больше новых онлайн-услуг; а приток онлайн-посетителей увеличился на 100–150 %.

Но с цифровизацией есть очевидные трудности. Во-первых, музеи сейчас не зарабатывают на онлайн-контенте. Во-вторых, с дигитализацией (а в связи с ней говорили о необходимости искать новые, а не просто дублирующие офлайн-реальность формы) у многих институций есть лакуны. И в-третьих, остаются проблемы с авторским правом. Говоря о европейском опыте, Пагель указала на проблему, которую называют черной дырой законодательства в этой области. С одной стороны, авторское право закреплено за владельцем контента, например за музеем. С другой стороны, он – не всегда автор. С проблемами авторского права сталкивается и Третьяковка: по словам Трегуловой, в сентябре будет объявлено о запуске проекта, «связанного с присутствием коллекции онлайн». Для музея дело осложняется тем, что даже чтобы бесплатно выложить произведения в сеть, нужно платить правообладателям. По мнению директора ГТГ, необходимо законодательно ставить вопрос «о социально ориентированных музейных проектах», для которых институции могли бы получить права бесплатно, а платить, если речь идет о коммерческом использовании.

Минкультуры, учредитель «Интермузея», идею цифрового развития в целом поддерживает. А вот офлайн-новости в эти дни пришли удручающие: министерством разрешена коммерческая застройка на территории музея-усадьбы «Архангельское». Под нее отдано около 300 га земель, среди них – снятые с охранной зоны 150 га исторического парка и Ильинской поймы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


pinupcasinoone pinupcasinooneAU 19:26 02.06.2020

Добро пожаловать в онлайн [url=]казино Пин Ап[/url]! Играйте в любимые игры, выигрывайте деньги, получайте бонусы!

pinupcasinoone pinupcasinooneAU 19:27 02.06.2020

Добро пожаловать в онлайн [url=]казино Пин Ап[/url]! Играйте в любимые игры, выигрывайте деньги, получайте бонусы!

dimahodckin 19:52 02.06.2020

Уборка и дезинфекция во время кароновируса. [url=][/url]. Купить дезинфицирующие средства для уборки и дезинфекции помещений, мебелиЮ одежды, техники, инструментов. Широкая область применения. [url=]Купить дезинфицирующие средства, кожные антисептики, химию для уборки.[/url] Доставка от 1-й канистры. Доставляем в любой город. Химия для ультразвуковой очистки. И многое другое. [url=.htm][/url]



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
445
В Красноярске проходит фестиваль искусств «Хворостовский»

В Красноярске проходит фестиваль искусств «Хворостовский»

Виктор Александров

0
4549
Узбекистан избрал новый парламент

Узбекистан избрал новый парламент

Виктория Панфилова

Республика адаптируется к мировым избирательным стандартам, сохраняя традиционные структуры

0
2641
 ВЫСТАВКА "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России"

ВЫСТАВКА "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России"

0
4125

Другие новости