На виртуальном стенде GALERIA HORRACH MOYA выставлены работы одной из самых известных сегодня португальских художниц Жоаны Вашконселуш. Фото с сайта www.artsy.net
Молодая ярмарка современного искусства ARCOlisboa отпочковалась от ARCOmadrid в 2016-м и должна была пройти в Лиссабоне во второй половине мая. Так и будет, но уже в следующем году с 13 по 16 мая, а пока ярмарка приспосабливается к условиям пандемии, уйдя в виртуальное пространство и увеличив сроки работы – с 20 мая по 14 июня.
До завершения работы ярмарки трудно судить о результатах, но, возможно, выход в онлайн для ARCOlisboa окажется полезным. Во-первых, ее специализация – современное искусство. Во-вторых, ярмарка существует всего несколько лет, и число коллекционеров, критиков и других посетителей, для которых это событие стало обязательным для просмотра, не так велико, как у иных ярмарок-тяжеловесов. Есть шанс, что на онлайн-платформе она привлечет новых клиентов. В-третьих, один из акцентов ARCOlisboa – искусство этого региона. В-четвертых, цены на те работы, для которых не нужно делать запрос в галереи (в этом случае, очевидно, цены будут выше), здесь относительно невысокие – от 1 тыс. до 50 тыс. долл., и в последней категории представлены только две инсталляции. Это может быть плюсом для онлайн-формата, когда нельзя увидеть работы вживую.
Структурно лиссабонская ARCO отчасти сходна с мадридской. Здесь тоже кроме основного блока галерей есть кураторские секции, и одна из них тоже направлена на поддержку только появившихся на арт-сцене галерей – «Открывая Лиссабон» (ею впервые занимается кураторская команда Кунстхалле Лиссабона). Другая секция – «Африка в фокусе» – работает второй год и знакомит с начинающими художниками: в этот раз к галереям, успешно зарекомендовавшим себя год назад, добавились институции из Мозамбика, Анголы, Зимбабве и Уганды. Поддержка недавно существующих галерей – еще одна причина, по которой выход ярмарки на просторы интернета может оказаться продуктивным. Хотя живого общения на стендах галерей, когда вам могут рассказать о самих работах и создавших их художниках, онлайн-формат не заменит.
В том, что касается мировых имен, на лиссабонской ярмарке есть коллаж Курта Швиттерса «На святые дни», эту работу 1947 года продает известная мадридская галерея Leandro Navarro. Она же предлагает «джентльменский набор», непременный что для мадридской, что для лиссабонской ARCO: бронзового «Персонажа с пером» Жоана Миро (1970), позднего Сальвадора Дали с бронзовой «Венерой с жирафом» (1973), где богиня помимо выдвижных ящиков «оснащена» длиннющей шеей, – и картинкой «Без названия (св. Иоанн)» 1964 года. Здесь же – написанный Хуаном Грисом на излете кубизма, около 1920-го, натюрморт «Стакан и лимон».
Мадридская Galeria Juana de Aizpuru представляет польского художника Мирослава Балку, известного работами на темы травмы и памяти, что в его искусстве часто связано с Холокостом. «180x114x145» – инсталляция 2011 года: две решетки с подвешенными к ним лампочками образуют угол, тупик. Одну из самых знаменитых сегодня португальских художниц, Жоану Вашконселуш, можно найти на виртуальном стенде Galeria Horrach Moya с Балеарских островов. Gorgones Вашконселуш – фаянсовая змейка, оплетенная кружевом с Азорских островов: художница любит использовать традиционные материалы. Галерея из Мадрида Helga de Alvear представляет фотографии Сантьяго Сьерры («Изъятие работ из серии «Политзаключенные в современной Испании» на ARCO-2018») и снимки интерьеров Большого театра в Москве Кандиды Хёфер. Цены во всех перечисленных выше случаях – по запросу. Гравированные женские портреты испанца Жауме Пленсы (его выставку в прошлом году у нас показывал Московский музей современного искусства) барселонская Poligrafa Obra Grafica продает за 20–30 тыс. долл.
В онлайн-ARCO участвуют почти 70 галерей (в прошлом году их было около 80), преимущественно местные или испанские. Не изменила ярмарке, например, авторитетная венская галерея Krinzinger, которая продает работы и Марины Абрамович (в 2017-м на ARCOmadrid фотографии из серии «Кухня. Посвящение св. Терезе» стоили 79 тыс. евро), и Вито Аккончи, и Вали Экспорт, и Олега Кулика, и многих других. Сейчас их нет, но есть произведения Бригитте Кованц, Джонатана Меезе и, например, Моники Бонвичини. А вот в подборке Marlborough Madrid & Barcelona (независимой от легендарной лондонско–нью-йоркской галереи Marlborough, но с ней сотрудничающей и сфокусированной на испанских авторах) есть необычное для арт-ярмарок имя. Фотонатюрморт «Оммаж Сурбарану» режиссера Педро Альмодовара здесь продают за 4800 долл.
Переход ARCO в цифровой формат – не уникальный случай и не новая практика. Но, повторимся, в случае молодой ярмарки интересно увидеть возможности там, где появились существенные ограничения.
комментарии(0)