Музыкальным театрам сложнее всего обезопасить своих сотрудников, но и они готовы открыться осенью. Фото агентства «Москва»
Европа постепенно выходит из карантина: даже Италия, самая пострадавшая от коронавируса страна, похоронившая десятки тысяч граждан, открывает аэропорты, магазины, пляжи и даже готовит проекты возобновления культурных мероприятий. Третья ступень выхода из карантина в Австрии позволяет провести один из самых крупных летних фестивалей – Зальцбургский. Министерство культуры России рассматривает варианты начала театрального сезона, правда, они встречают критику коллег.
Самый знаменитый итальянский оперный фестиваль – Арена ди Верона – перенесен на 2021 год, фестиваль Пуччини в Торро дель Лаго отменен, пока не объявила об отмене своих проектов в термах Каракаллы Римская опера. А вот фестиваль в Равенне (им руководит Рикардо Мути) состоится, как было опубликовано на его официальном сайте. «Фестиваль Равенны возвращает живые концерты впервые с начала пандемии, как символ надежды на возрождение культурной жизни в стране, которая так сильно пострадала от вспышки COVID-19», – говорится в сообщении организаторов. Программа фестиваля, который должен был пройти с 21 по 30 июля и включать около 40 мероприятий, будет переработана. Но известно, что в концерте-открытии, который пройдет в средневековой крепости Бранкалеоне, примут участие 60 музыкантов Молодежного оркестра Луиджи Керубини и сопрано Роза Феола. Фестиваль откроется при условии соблюдения всех правил: на концертах могут присутствовать 250 зрителей в масках, рассаженных в шахматном порядке.
На грядущей неделе Зальцбургский фестиваль, руководство которого до последнего не теряло надежду, объявит программу, составленную с учетом предусмотренных правительством правил выхода из карантина. Известно, что с 1 августа будут разрешены мероприятия для 1000 человек, это примерно вдвое меньше, чем вмещает Большой фестивальный дворец. Другие крупнейшие музыкальные фестивали региона – Байройтский, Люцернский – этим летом не состоятся. Самая сложная ситуация из всех культурных институций – в музыкальном театре, поскольку кроме артистов на сцене, тесный контакт между которыми неизбежен (особенно в балете), есть еще и оркестр, широко рассадить который не позволяют размеры оркестровой ямы. Поэтому европейские театры, да и американские, и российские, живут пока надеждой. Иные – как Венская опера – объявили планы на сезон, другие пока в замешательстве.
Министр культуры России Ольга Любимова на прошлой неделе сделала предположение, что культурная жизнь страны возобновится осенью. Музеи откроются летом, но здесь как раз ограничить поток посетителей и защитить персонал немного проще, чем в театре или концертном зале. Говоря о последних, Любимова отметила, что совместно с Роспотребнадзором разрабатывается план шахматной рассадки, организации буфета и работы прочих служб.
Казалось бы, ситуация обнадеживающая, но позиция министра вызвала критику председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, который считает, что достаточно просто надеть на зрителей маски, не ограничивая их количество. «Тебе вдруг говорят, что надо поменять всю свою мысль, и чем меньше людей вас смотрит, тем лучше. Это все равно что объявить: чем меньше лошадиных сил в двигателе, тем лучше»,– сказал Калягин.
Идею шахматной рассадки поддержал директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок, готов открыться в компромиссных условиях Детский музыкальный театр им. Сац (интервью с директором – художественным руководителем театра Георгием Исаакяном читайте в ближайших выпусках «НГ»).
Любимова говорила не только о безопасности, но и кошельке зрителя: ответственность за снижение доходов театров не будет перекладываться на их плечи и цены на билеты повышаться не будут. В министерстве разработана «дорожная карта» выхода из кризиса, согласно которой продажа билетов в театры начнется 1 августа.
Тем не менее наивно полагать, что театры при заметном снижении расходов смогут сохранить прежнее количество премьер и новых проектов. К тому же никто из них не застрахован от секвестирования дотаций на будущий год – полуторамесячный простой предприятий не мог не коснуться бюджета, особенно в регионах.
комментарии(0)