0
5663
Газета Культура Печатная версия

19.05.2020 19:11:00

Музейный бум и пандемия

Коронавирус еще повлияет на работу учреждений культуры

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, музеи, культура

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

On-Line версия

коронавирус, пандемия, covid 19, музеи, культура Европейские музеи начинают открываться, а вот когда российские откроют двери для посетителей – неизвестно. Фото РИА Новости

18 мая отмечали Международный день музеев – онлайн, разумеется. Музеи по всему миру планируют даты открытия для публики, меры безопасности и готовятся переосмыслять свою деятельность – ту ее часть, что открыта для зрительских глаз. Музейный бум 2010-х, который наблюдался и в России, после пандемии должен будет выйти на какой-то иной уровень.

Новости музейного мира несколько оживились сообщениями о постепенном открытии институций. Часть европейских музеев открывается в мае–июне (к примеру, в числе открывшихся 18 мая итальянских музеев – Музеи Ватикана, но, например, Галерея Уффици еще не принимает посетителей), но с некоторыми ясности пока нет. Так, в опубликованной Международной сетью кураторов голландского и нидерландского искусства (CODART) подборке указано, что открылись многие музеи в Германии (среди них – Картинная галерея в Берлине, Художественные собрания Дрездена, Старая пинакотека в Мюнхене и многие другие, но отнюдь не все). 30 мая вновь откроет двери для посетителей Музей истории искусства в Вене, а вот входящая в его состав Венская сокровищница – только в начале июля, сентября или даже октября. В первый день лета разрешено открыться большинству музеев в Нидерландах, включая Рейксмузеум. С другими музеями ясности пока нет. Возможно, в июне откроется Лувр: так указывает CODART, а директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорила, что музеи Франции и США откроются не ранее июля. По крайней мере до июня закрыты музеи Великобритании. Мадридский Прадо тоже еще не назвал дату открытия.

Часть проектов продлена (выставка Рафаэля в Scuderie del Quirinale должна была работать до 2 июня, но в этот день откроется и будет работать до конца августа), часть уже не откроется (как крупнейшая в истории выставка Яна ван Эйка в Генте), часть перенесена. Например, Архитектурная биеннале в Венеции, сперва отложенная с мая на конец августа, как теперь объявили, состоится в будущем году.

Что касается России, пока о возможном открытии в июле помимо Зельфиры Трегуловой сказала директор Пушкинского музея Марина Лошак. Понятно, что потери музеев в период закрытия огромны: еще в конце марта Лошак говорила ТАСС, что ежедневно это около 2 млн руб. Тогда же Трегулова оценила убытки в более чем 18,9 млн руб. за неделю. На сайте Ассоциации музеев (museumsassociation.org) Джонатан Нот приводит цифры для некоторых крупных европейских институций: в частности, потери венского Музея истории искусства и амстердамских Рейксмузеума и Музея Стеделийк составляют от 100 до 600 тыс. евро в неделю.

В период мирового карантина, который, правда, так и не был официально оформлен в РФ и заменен на самоизоляцию, именно культурные институции во многом помогают людям. Музеи выкладывают видеоэкскурсии и лекции, некоторые делают виртуальные панорамы выставок (в России тут в лидерах Пушкинский музей) – и все это бесплатно. Если вернуться к российским реалиям, то, конечно, каждый человек может помочь музеям, для этого продолжают работу их интернет-магазины, для поддержки музеев на их сайтах есть специальные кнопки. Понятно, что финансовых потерь это не покроет, хотя как символическая мера, безусловно, важно.

Те институции, у которых есть возможность, стараются помочь медикам. Музей современного искусства "Гараж" в апреле запустил акцию "Все будет хорошо": обеды из музейного кафе доставляют, в частности, врачам, волонтерам и беженцам. Другая частная институция - аукцион Владимира Овчаренко и Анны Гвасалия-Овчаренко Vladey - 16 мая провела торги "CПАСИБО ВРАЧАМ", по итогам которых удалось собрать 9,8 млн рублей. Эти средства пойдут на покупку средств защиты медработникам. А Мультимедиа Арт Музей (МАММ) на прошлой неделе запустил флешмоб #цветыврачам. Музей призывает выкладывать в сеть любые - сфотографированные или созданные самостоятельно - изображения цветов и отмечать знакомых врачей. Лучшие работы войдут в первую после открытия МАММ выставку, после которой устроят аукцион в поддержку врачей. Как пишут в музее, "это будет адресная помощь прежде всего тем из них, кто пострадал от вируса". Кроме того, вход в МАММ для всех медиков и студентов мединститутов всегда будет бесплатным.

Что будет в России с поддержкой музеев на уровне правительства, до сих пор не очень ясно. Скорее даже совсем неясно. Известно, что Эрмитажу (наряду с Большим театром) из резервного фонда выделят «бюджетные ассигнования в размере до 3 808 500 тыс. руб.» О других федеральных музеях таких новостей пока не было.

В России бум музеев сделал эти институции популярными для посещения – и этот же бум задал моду на путешествия по главным европейским выставкам. При этом, что уж там, до конца непонятно, чего в этой моде больше – желания открыть для себя что-то новое или желания светской жизни пойти в музей, «потому что все идут». Наверное, в обозримом будущем это хотя бы отчасти прояснится, ведь с выставками-блокбастерами, по-видимому, возникнут проблемы. (Пушкинский музей публикует на своей странице в Facebook интервью с руководителями европейских культурных институций о "поствирусной эпохе", там они делятся в том числе мнением о будущем проектов-блокбастеров).

Во-первых, российские музеи, как известно, делают выставки на спонсорские деньги (бюджетных на это давно не хватает), и это крупные суммы (напомним, Зельфира Трегулова говорила, что устроить ретроспективу типа верещагинской стоит около 30 млн руб.). Неизвестно, как будут обстоять дела со спонсированием после кризиса. Во-вторых, меры соблюдения дистанции, понятное дело, существенно ограничат «пропускную способность» и музеев в целом, и таких выставок в особенности. Следовательно, средства, которые музеи могут выручить сами на билетах, каталогах, сувенирной продукции, кафе и т.д., тоже существенно снизятся. Если увеличить стоимость билетов, это может отпугнуть часть зрителей. Может быть, стоит увеличить сроки работы выставок и соответственно сократить их количество на год, но это должно быть согласовано с правительственными требованиями к музеям.

Возможно, по крайней мере на время, придется переставить акцент с блокбастеров на более камерные проекты, на проекты исследовательские, тематические, дискуссионные. Этого на самом деле музейному буму с его ставкой на беспроигрышное не хватало. Но, вероятно, можно будет использовать инерцию этого бума, переставив акценты и пробуя заинтересовать публику чем-то менее известным и более сложным – тем, что ближе к научной деятельности музеев, а не к шоу. Вопрос, однако, упирается в давнишние требования Минкультуры России по увеличению посещаемости и росту внебюджетных доходов. Пока таких отмен анонсировано не было.

8 мая правительство обнародовало постановление «Об утверждении перечня видов культурной деятельности, осуществляемых музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций». Это касается в том числе доходов от выставок (та самая продажа билетов и пр.), экскурсий и лекций, фестивалей... Но, с одной стороны, как отмечал портал «Артгид», речь идет о региональных и муниципальных музеях, а не о федеральных и частных. А с другой – это не очень-то помогает в нынешней кризисной ситуации, поскольку бОльшая часть этого – те же лекции и экскурсии – не первый месяц музеями проводится бесплатно. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
2506
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
2546
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
1563
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
1542

Другие новости