Владимир Определёнов: "После перезапуска сервера обработки детализированных изображений мы одновременно выложим около 12 тыс. изображений в высоком разрешении из наиболее ценной части собрания". Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина |
- Владимир Викторович, несмотря на карантин, Пушкинский музей не только не отменил выставку «От Дюрера до Матисса», но и постарался максимально полно представить ее в сети. Появилась даже отдельная страница о выставке, на которой собраны ссылки на экскурсии, путеводитель, а теперь - и подробная виртуальная панорама, т.е. по выставке смогут «пройти» и люди, живущие далеко от Москвы. Как такие панорамы работают, и насколько затратно их создание?
- Если речь идет о традиционных виртуальных турах, то на выставки, проходящие на «центральной оси» музея, в среднем нужно около месяца работы и команда минимум из 5 человек. Два-три дня на фотосъемку пространств – получается не меньше 30 точек обзора по 24-36 кадров на каждую. Далее идет сшивка и обработка панорам, загрузка в систему управления на сайте, проставление навигации, формирование каталога предметов, загрузка изображений и аудиодорожек и проставление вызова предметов с панорам. Эту технологию музей применяет с 2011 года, когда была создана прогулка по залам итальянского искусства. Через 5 дней после закрытия музея для посетителей мы начали тотальную съемку двух выставок и уже к 30 марта выложили первые точки обзора, по котором экскурсоводы смогли водить онлайн-экскурсии для посетителей. Такие виртуальные панорамы мы создаем силами штатных сотрудников. Если делать на заказ, один проект обошёлся бы примерно в полмиллиона рублей. Но я считаю, что когда есть задача быстро выйти в онлайн, по сравнению со стоимостью выставки крупного музея - это оправданные траты.
Для "цифрового двойника" пространства делают тысячи снимков, из которых потом создают "облако точек". Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина |
А в качестве эксперимента вместе с компанией Navigator4D мы сделали даже больше — полную 3D-модель выставки «От Дюрера до Матисса», по сути ее «цифровой двойник». Это уже не просто виртуальный тур — это первый в России пример того, как на базе новейших игровых технологий создается интерактивная платформа, на которой можно заглянуть абсолютно во все уголки реальной выставки. Мы, мне кажется, впервые в мире так масштабно использовали в музее технологию фотограмметрии: за 4 дня сделали около 10 тысяч снимков выставки со всех возможных ракурсов. На их основе с помощью специальных программ создали «облако точек», а потом точнейшие 3D-модели с фотореалистичными текстурами, получив таким образом «цифровой двойник» пространства.
Виртуальная панорама выставки "от Дюрера до Матисса". Фото с сайта virtual.arts-museum.ru |
- Вы двигаетесь быстрее большинства музеев, и в Москве виртуальных панорам вообще пока оказалось совсем немного.
- У нас уже есть опыт создания подобных продуктов, и мы можем экспериментировать. Когда в 2016 году мы получили поддержку Министерства культуры и запускали виртуальные туры в рамках программы по оцифровке Пушкинского музея, мы сразу думали о том, чтобы их могли использовать регионы.
Ко Дню Победы в музее открыли онлайн-проект "Другая война". Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина |
Видимо, многие коллеги просто не считали нужным делать такие проекты. Наше лидерство в этой области складывается из постоянного обучения сотрудников и вложения времени в проработку того, как встроить это в естественные процессы музея. Если у коллег из других музеев будет желание использовать наш опыт, то мы готовы делиться им в рамках проекта «ИТ-лаборатория» Пушкинского музея, а также Совет по цифровому развитию музеев при ИКОМ России абсолютно открыт для диалога и методической помощи.
Давид в Итальянском дворике в годы Великой Отечественной войны. Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина |
- Мне кажется, музейный бум во многом и произошел благодаря увеличению присутствия в Интернете. Наш проект периода самоизоляции «Скучаю по Пушкинскому» как раз об этом, и скучающих все больше.
- Какие форматы больше всего интересуют интернет-аудиторию музея? Насколько востребована онлайн-коллекция?
- Мы собираем статистику, но эти цифры трудно интерпретировать. Конечно, самый большой охват дают видео. Полтора месяца назад мы решили убрать с сайта все неактуальное сейчас: информацию о правилах посещения, зданиях, — и весь онлайн-контент собрали на странице «#НаединесПушкинским» . Сейчас это наша самая посещаемая страница. Но важно разделять, что люди ищут сами, а что мы с точки зрения маркетинга хорошо подали. За первые полтора месяца карантина востребованность виртуальных туров выросла в 15 раз. Посещаемость самого сайта музея увеличилась больше чем в полтора раза. Количество просмотров по сравнению с периодом до карантина выросло в три раза. На коллекцию запросов всегда было не очень много, но сейчас их количество выросло раз в десять. Хотя Пушкинский - нетипичный пример, поскольку у нас есть почти тридцать сайтов-сателлитов с электронными каталогами и другими материалами. Мы давно начали развивать эту тему, поэтому посещаемость по коллекциям в ГМИИ была значительно выше, чем в среднем у других российских музеев.
Проект "Другая война": Итальянский дворик во время войны и сегодня. Фото с сайта virtual.arts-museum.ru |
- У нас была функция увеличения картинок, и на многих сайтах-сателлитах она осталась. Мы находимся в ситуации пересменки. Когда на нашем сайте были детализированные изображения, то количество просмотров и запросов было такое, что мы решили улучшить качество и перенести эти изображения на отдельные сайты. А теперь мы готовим совершенно новую платформу с детализированным просмотром: проблемой, как ни странно, оказалось найти мощное «облако», куда можно все это загрузить. Месяца через три-четыре планируем запустить движок на нашем главном портале. Что касается скачивания наших картинок, никто не отменял скриншот. Защитить картинку в Интернете почти невозможно, если не использовать правовые методы. На сайте Пушкинского музея есть соглашение о том, что для некоммерческого использования доступны все изображения в ограниченном качестве. Мы не создавали отдельной кнопки для скачивания картинок, поскольку, во-первых, не готовы собирать персональные данные, а во-вторых, считаем это неверным: у людей, которым нужна лицензия, такая кнопка вызывает много вопросов.
- Когда в ГМИИ была выставка Лейденской коллекции четы Каплан, на открытие приезжал директор Рейксмузеума Тако Диббитс. Во время интервью он сказал, что им проще разрешить скачивать картинки и для некоммерческого, и даже для коммерческого использования, чем отслеживать нарушителей... (см. "НГ" от 02.04.18)
- Это во многом лукавство, потому что Google оплатил оцифровку этой коллекции. Так что Рейксмузеум - чуть ли не единственный в мире музей, который может себе такое позволить. Всю эту историю Рейксмузеум отработал в том числе с точки зрения пиара на много лет вперед, чему способствовало и его открытие после многолетней реконструкции в 2013 году. Они молодцы. Но когда мы встречались с коллегами из Лувра, из английских музеев, эту политику больше никто не поддержал, потому что у других музеев не было таких инвестиций. Когда вы сами оплачиваете создание изображения, готовите контент, загружаете его, это требует хотя бы минимальной компенсации, чтобы можно было развиваться дальше.
- Какой процент коллекции оцифрован?
- Мы оцифровали больше 50%. Почти 190 тыс. предметов выложено на сайте Государственного каталога Музейного фонда РФ (всего на сайте Госкаталога загружено около 17 млн экспонатов из разных музеев). На наших сайтах-сателлитах в высоком разрешении есть 5 тыс. произведений (часть из них все еще с защитой изображений, но мы ее постепенно снимаем). После перезапуска сервера обработки детализированных изображений мы одновременно выложим около 12 тыс. изображений в высоком разрешении из наиболее ценной части собрания. Увидеть "абсолютно все" - дело бессмысленное, поскольку есть, например, импрессионисты, а есть археологические фрагменты.
- Государство вроде бы заинтересовано в медиаконтенте в принципе и в нынешней ситуации особенно. Обещают ли в дальнейшем выделять на такие форматы какие-то средства?
- Нужно разделять цифровые ресурсы, т.е. сайты, 3D -- и создание медиа- и видеоконтента. Не помню, чтобы мы что-то получали на медиа и видеоконтент. Но в плане цифровых ресурсов нашему музею грех жаловаться, потому что в рамках развития портала Культура.рф мы получали поддержку от Министерства культуры на инновационное развитие, в основном это было в 2014-18 годах. Мы сами составляли технические задания, писали заявки, и в этом шли первыми - так же, как, кстати, с массовым тестированием и применением приложения Аrtefact, первым бесплатным гидом с дополненной реальностью, созданным Минкультуры России. Мы вообще участвуем во всех пилотных технических проектах, сотрудничаем с коллегами из Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры.
- Какие у Пушкинского музея приоритеты в цифровом развитии на ближайшее время?
- Это развитие цифрового публичного пространства, что подразумевает и сайт, и соцсети, и все наши медиакоммуникации, и то, как это выглядит на наших образовательных ресурсах, в том числе оффлайн. Что нам кажется важным, и над чем я работаю как исследователь, - это, во-первых, создание «цифровых двойников» как для пространств, так и для объектов (это и изображение, и 3D-модель, и технико-технологические характеристики). А во-вторых, развитие и синхронизация виртуальных помощников на базе голосовых ассистентов. Чтобы, например, если Алисе в Яндексе задать поиск нашего произведения, она бы сразу связалась с сайтом музея и ответила, что это за предмет, а затем предложила послушать аудиогид с платформы Аrtefact или izi.TRAVEL. И, конечно, это в целом развитие систем дополненной реальности, как в проекте Аrtefact. С исследованиями в этой области связаны наши разработки и в Высшей школе экономики на Кафедре информационных технологий в сфере культуры, которую я возглавляю, и в рамках Совета по цифровому развитию музеев при ИКОМ России.
комментарии(0)