фото со страницы оркестра ВКонтакте
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и его лидер Александр Сладковский выпустили антологию симфоний и инструментальных концертов Чайковского. 7 мая исполнилось бы 180 лет со дня рождения композитора, но не только этой дате посвящен релиз – так же и 100-летию Татарской АССР, культурную жизнь которой, безусловно, во многом определяет Сладковский и его оркестр, представляя Республику не только на российском, но и международном пространстве. Выступления на легендарных европейских сценах, среди которых – знаменитый Золотой зал венского Музикферайн (и многие другие), трансляции на телеканале Mezzo и Medici.tv, и, наконец, то, что останется в истории, наследие оркестра - записи. В этом вопросе Сладковский мыслит широко: Антология музыки композиторов Татарстана, как дань Республике, три симфонии Малера, все симфонии и концерты Шостаковича. Наконец, “наше все” - Чайковский: и снова оркестр делает широкий жест, записывает все симфонии и инструментальные концерты. “Чайковский – 2020”. Стильный черный бокс с десятью дисками выйдет позже – виновата пандемия, но цифровой релиз доступен уже сегодня.
Десять лет работы, включающей огромный репертуарный пласт (от венских классиков до новейшей музыки, обязательной для фестиваля им. Софии Губайдулиной Concordia), выступления с именитыми солистами и дирижерами, интенсивные гастроли, постоянная студийная практика – все это делает коллектив готовым к порой изнуряющему процессу звукозаписи. На 11 часов музыки оркестру потребовалось около двух недель. Недюжинное мастерство оркестра сочетается с неожиданной для российского дирижера интерпретацией, Сладковский подчеркивает светлую сторону музыки Чайковского, даже в самых сумрачных моментах находит некий витальный импульс.
Дирижер неформально подошел к выбору солистов. Так, для исполнения Первого фортепианного концерта он, скажем, пригласил не Дениса Мацуева (а музыканты не просто сотрудничают, но дружат), а его протеже - юного Александра Малофеева, самого юного участника последнего конкурса им. Чайковского, который, признаем, в этой записи продемонстрировал совсем недетский подход к материалу и владение им. Пианист Мирослав Култышев, лауреат Второй премии конкурса им. Чайковского (2007) солирует в Концертной фантазии – сочинении, звучащем довольно редко. Второй и Третий концерты записали Борис Березовский (для формальности обозначим – победитель Конкурса им. Чайковского 1990 года) и Максим Могилевский, воспитанник русской школы, ныне воспитывающий лауреатов конкурса им. Чайковского (его ученик - Ань Тяньсю, Четвертая премия, 2019 год). Для исполнения Скрипичного концерта Сладковский пригласил Павла Милюкова (Третья премия, 2015), а в Вариациях на тему рококо для виолончели с оркестром солировал Борис Андрианов (Третья премия, 1998).
Накануне выхода релиза Александр Сладковский ответил на вопросы корреспондента «Независимой газеты» Марины Гайкович.
-Каковы ваши отношения с музыкой Чайковского, менялись ли они?
- Я научился говорить позже, чем услышал и полюбил музыку Чайковского. Мама играла мне «Детский альбом», потом Чайковский меня постоянно сопровождал и, наверное, как менялся я, так менялось и мое отношение к его музыке. В музыкальной школе я играл пьесы из «Времен года», в Санкт-Петербургскую консерваторию поступал с Четвертой симфонией, мой первый концерт в качестве худрука оркестра десять лет назад был с Пятой симфонией. С консерваторским оркестром я играл симфонии, и оперы – «Евгения Онегина», «Пиковую даму». Мы тесно сотрудничали с Никитой Александровичем Долгушиным мы сделали все три балета, которые с успехом шли в театре консерватории. Однажды мне пришлось срочно заменить Юрия Хатуевича Темирканова, и с оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме я играл Третью симфонию и Третью Сюиту, это был потрясающий опыт.
Во второй сезон в Казани мы с оркестром сыграли все симфонии Бетховена, а на третий - весь цикл симфоний Чайковского. Все три концерта я играл с Денисом Мацуевым в его абонементе еще в начале 2000-х, кстати, с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, да и потом, конечно, со многими пианистами их исполнял.
И так сложилось, что с оркестром Татарстана мы постоянно возвращались к Чайковскому, постоянно играли в концертах, в 2014 году записали симфонию «Манфред». Сейчас эта работа немного наивно звучит, потому что тогда оркестр был совсем не тот, что сейчас. Должен отметить и еще один момент: основатель оркестра Натан Григорьевич Рахлин обожал Чайковского и часто играл его музыку, и в этом смысле мы продолжаем традицию. Насколько я понимаю, нам удалось сделать то, что не делал никто уже довольно давно, ведь именно антологий не выходило, кажется, со времен Светланова. Работа эта была не только очень интересная, но и очень полезная, она мощно продвинула оркестр в технологическом плане, и в понимании симфонизма.
- Этот проект – не первый, если говорить о сложности и масштабе. Насколько вам помог опыт записи антологии Шостаковича, симфоний Малера?
- Очень! Надо сказать, что Чайковский нам дался без напряжения не только потому, что постоянно присутствует в наших программах, но и потому что позади огромный опыт студийной работы, который – я сейчас это точно знаю – надо тренировать. Так вот три симфонии Малера мы записывали летом 2016 года - после двух лет перерыва, и это было невероятно сложно. Но эта работа нас подготовила к Шостаковичу, которого мы начали писать буквально через месяц. Позади был напряженный концертный сезон с гастролями в Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Иркутск и так далее. Так что оркестр выложился – но и приобрел, вырос невероятно. С таким опытом за плечами Чайковского было писать несложно, к тому же оркестр практически наизусть играл. Мы не тратили время на «подучить, подправить». Когда музыку знаешь настолько досконально, что не думаешь о тексте, а просто ее слышишь, каким-то необычайным образом, так что и партитура тебе уже не нужна. Все было направлено на результат, как это будет звучать в окончательном варианте.
- Вы уже не первый раз работаете с Павлом Лаврененковым, нашим ведущим звукорежиссером…
- Это суперпрофессионал своего дела! У него потрясающее терпение, он досконально работает, особенно на последнем этапе, когда мы вносим правки. Известно, что самое сложное – это монтаж, когда каждый нюанс, нота, фраза должна быть точно прописана, и Павел феерически с этим справился. У него год от года растет мастерство, с ним приятно работать.
Я вполне доволен результатом и рад, что это почти выходит У нас одна проблема – сейчас стоят все заводы. А мы планировали выпустить бокс к юбилейной дате, к 7 мая. Но готовый вариант мы получим позже, а сейчас анонсируем цифровой релиз. Мы старались, чтобы все было сделано на самом высшем уровне – запись, оформление, буклет, так как работа, можно сказать, на века. Буклет очень содержательный, на мой взгляд, нам его помогала делать Ада Айнбиндер из Музея Чайковского в Клину.
- Мне кажется, вашу интерпретацию симфоний Чайковского, даже поздних, неожиданно для русского дирижера отличает некая позитивная энергия, даже в финале Шестой симфонии слышатся ноты упоения жизнью, до последнего глотка…
- Да, я на самом деле так чувствую. Эта музыка для меня звучит жизнеутверждающе. К некоторым вопросам я отношусь философски. Я считаю, что души бессмертны и физическая смерть – это не конец. Если говорить о Шестой симфонии, да герой ее умирает, и сам композитор, как мы знаем, ушел из жизни после премьеры. Но ведь для нас он не умер, осталась его музыка! Может быть я пафосно говорю, но Чайковский – очень светлый композитор, он всей жизнью доказал, всем своим творчеством, что рок победим. Неслучайно он один из самых исполняемых композиторов в мире. Для меня его музыка полна силы, надежды, света и любви, для меня в ней нет никакой меланхолии, никакой слезы, плаксивости, а есть ощущение жизни полной грудью и ощущение радости преодоления. Кстати говоря, Шостакович тоже очень близок Чайковскому именно в этом контексте – как бы мы мрачно ни воспринимали время, в которое он жил, все-таки музыка его жизнеутверждающая, она нас сподвигает на преодоление своих собственных слабостей, я так думаю.
Даже терапевтический эффект у музыки Чайковского потрясающий: люди, которые фрагментарно слышали нашу запись, признавались, что у них словно появляется другое ощущение жизни. Мне неудивительно это слышать – ведь это записано в музыке, это все - в душе композитора. Музыка Чайковского помогает людям преодолевать сложности, с которыми мы сегодня столкнулись. Мне кажется, не просто так релиз выходит именно сейчас, в самый пик пандемии. Это наш вклад не только к столетию Татарстана, к 180-летию композитора, но и выражение нашей надежды на то, что мы преодолеем трудности сегодняшнего дня и жизнь наладится.
- Как вы переносите самоизоляцию?
- Не в самых худших условиях. Я думаю, большему количеству людей гораздо хуже, и я очень сочувствую всем, кто пострадал. Чувствую тревогу и всеобщую боль и всем желаю добра и здоровья. Огромное количество наших записей, сделанных за 10 лет, мы выкладываем на нашем youtube-канале, это наш посильный вклад, который, я надеюсь, поддерживает наших слушателей, наших поклонников.
- Чем занимаются ваши музыканты? Ставите им какие-то задачи на время вынужденного перерыва?
- Скажу без кокетства. Они так пахали все эти десять лет, один «Летучий голландец» на последних гастролях в Москве потребовал невероятной энергетической и физической отдачи. Они заслужили перерыв, чтобы спокойно пережить тяготы чисто бытовые, семейные и психологические. Гораздо важнее сохранить их дух, чтобы мы с новыми силами взялись за новые проекты. Сейчас у меня в планах симфоническое творчество Рахманинова. Так что пусть они отдохнут и переживут это непростое время, заботятся о близких, родителях, берегут детей и себя. А то, что каждый из музыкантов по мере сил занимается, поддерживает себя в форме, я в этом уверен.
комментарии(0)