0
4987
Газета Культура Печатная версия

28.04.2020 18:08:00

Частный случай. Несколько слов в честь независимого театра

Тэги: культура, незавимый театральный проект, частный театр


культура, незавимый театральный проект, частный театр Спектакль «Ladies’Night. Только для женщин» в репертуаре «Независимого театрального проекта» живет уже около 20 лет. Фото Екатерины Цветковой/PhotoXPress.ru

В последние недели, с того момента, как в нынешнем контексте новыми красками заиграло это словосочетание – «системообразующие предприятия», – все с непрекращающимся интересом следят за тем, кого вносят в эти списки. Естественно, кто-то преисполняется гневом, другие иронизируют (куда же без него?!), третьи борются за место в этих списках…

В «культурном списке» – «Мосфильм», «Союзмультфильм», «Ленфильм», сети кинотеатров… Правильно и понятно. Театров не увидел и подумал, что с театрами, как с кинокомпаниями и кинотеатрами, так же просто не получится, поскольку «системообразующий театр» – это оксюморон, каждый театр всегда сам по себе и, надеюсь, никого это не обидит, театр как искусство – безусловно, и системо- и народообразующая единица (Михаил Швыдкой любит цитировать Томаса Манна, у которого театр – место, где толпа превращается в народ), а каждый театр в отдельности без нежности и трепета смотрит на соседний театр. И в принципе государство уже поддержало театр, театры, когда каждому определило бюджетное финансирование. Шиковать на эти деньги не получится, но свести концы с концами – в самый раз. Но это касается сети государственных театров, которых в России 665. А что с частными? Помогут ли им? А надо? В интервью одного бизнесмена (не чиновника!) недавно прочитал: «Коммерсант отличается от госслужащего или наемного работника тем, что он больше зарабатывает, но и берет на себя больше рисков». Театральный коммерсант всегда рискует вдвойне, имея в виду плохую предсказуемость поведения публики.

Частному театру часто пеняют – за «антрепризность», то есть выкачивание денег из зрителей за счет эксплуатации звездных имен, за дурной вкус (одно обычно неразрывно тянет за собой и другое), за легкий успех (при сочетании первого и второго). Но частный театральный проект частному театральному – рознь. Не хочу сейчас искать афиши и названия спектаклей, где крупные фотографии телесериальных звезд первой величины, поменьше – второй и третьей и мелко дописаны те, кто играет «в очередь», а имя режиссера – мелко в углу, хотя, может, оно и вовсе не нужно. А есть – недавний «Борис» Дмитрия Крымова, выпущенный продюсером Леонидом Роберманом, есть частный театр «Квартет И», существующий с 1993 года, а в Екатеринбурге – «Коляда-театр», а в Москве – «Независимый театральный проект», кстати, как и «Квартет И», основанный выпускником ГИТИСа Эльшаном Мамедовым в 1993 году.

Они нас смешили, радовали, заставляли плакать от смеха и не только от смеха много лет. Даже родившиеся как антрепризы, они в конце концов сложились в театры, где постоянными стали не только команда управляющих и театральных техников, но и актеры из спектакля в спектакль переходят те же. У Эльшана Мамедова это Гоша Куценко, Светлана Ходченкова, Анна Каменкова, Марина Дюжева, Георгий Дронов, Екатерина Климова, Константин Юшкевич...

В других, очень многих и даже столичных государственных театрах продолжали переименовывать названия классических романов, надеясь, что зарубежные живые классики не узнают о спектаклях по их книгам и пьесам, – Эльшан, не боясь громких слов, можно сказать, закладывал в России традиции цивилизованного соблюдения норм международного авторского права, брался за свежие пьесы современных авторов, которые выходили в Москве одновременно с премьерами на первых сценах Европы и мира. Так было с «Мастер-классом» Терренса МакНелли, в котором у нас Марию Каллас сыграла Татьяна Васильева, так произошло и с «Ladies’Night. Только для женщин» – этот спектакль перешагнул несколько лет назад 15-летие и вскоре вышел с новым, молодым составом, с тех пор его играют параллельно, в двух версиях. Я видел спектакль, знаю, как непросто попасть на него и сегодня. Это – театр высокого качества, несмотря на легкомысленный, даже фривольный сюжет. Впрочем, опыт российского театра послесоветских десятилетий показывает, что не только написать как Рэй Куни, но и поставить Рэя Куни для многих у нас – почти неразрешимая задача. Чтобы легко и талантливо, а не натужно, спустя рукава.

…В Москву Мамедов привозит и выпускает на столичную сцену «их» драматургические хиты, а «туда», например на Эдинбургский Фриндж, вывозит шоу MoscowBoys, в котором два скрипача, альтист и виолончелист играют классику и одновременно исполняют трюки цирковой сложности и точности. И собирают там прессу, в которой вопреки известным стереотипам «их» рецензенты пишут, что русские парни играют виртуозно, как положено консерваторским выпускникам, и двигаются как хорошо тренированные цирковые артисты.

Вряд ли Эльшану Мамедову, как и кому-то другому из театральных «частников», светит включение в системообразующие. Они, кстати, и не претендуют. Во всяком случае, я не слышал, чтобы кто-то из них кого-то о чем-то подобном просил. Но ведь это они столько лет доставляли нам радость, то есть, если оформлять ту же мысль другими словами, снижали социальное напряжение в российском обществе, гармонизировали его. Может быть, они заслужили не только доброй эпитафии, а поддержки – не только на словах? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
2050
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
2049
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
1224
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
1211

Другие новости