Ансамбль молодых артистов и корифея Костолевского в этом спектакле убедителен. Фото с сайта www.mayakovsky.ru
Театр им. Маяковского, начавший год несколькими премьерами, так же, как и другие столичные зрелищные площадки, со зрителем не расстается. Онлайн-платформа театра работает по двум направлениям – это трансляции архивных спектаклей и встречи с артистами в формате «Маленьких вечеров». Это и повод вспомнить последнюю премьеру – спектакль по знаменитой пьесе Александра Вампилова «Старший сын».
18 исторических постановок «Маяковки» можно посмотреть на странице театра: здесь и ратитетная «Медея» в постановке Николая Охлопкова (1967 год), «Таланты и поклонники» (1971), «Сослуживцы» (спектакль 1973 года по пьесе Эльдара Рязанова – потом режиссер снимет по ней знаменитый «Служебный роман»), и записи свежих спектаклей. А «Маленькие вечера» – просмотры в записи творческих встреч, концертов и чтецких программ артистов театра – будут проходить каждую пятницу.
А Игорь Костолевский, который играет главную роль в «Старшем сыне», к слову, принял участие в международном проекте, который запустила итальянская Пинакотека Брера: артисты всего мира читают книги для детей, и Костолевский прочел «Мойдодыр» Корнея Чуковского.
Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» появилась в 1968 году в альманахе «Ангара» под авторским названием «Предместье». История случилась в условно-неопределенном глухом Ново-Мыльникове, где ложатся засветло, по мере сил организовывая свой скромный, если не убогий, быт и поддерживая существование в захолустье. Два шалопая отстали от последней электрички и попытались решить вопрос с ночлегом в холодную майскую ночь на незнакомой окраине, где все тепло сосредоточено разве что в искрах от короткого замыкания старой уличной электропроводки. Между тем тепло человеческое явно осталось в некоторых «ново-мыльниковских» домах. Надо всего лишь отыскать его, постучавшись в ту дверь, которую откроют и за которой ждут. Этот непростой вопрос удивительным образом был решен, и более чем положительно. Все действующие лица в финале нашли свое счастье. Сын нашел отца (правда, чужого), невеста – жениха (нежданного), и еще одна потенциальная невеста нашла жениха (пока условного и на 10 лет ее моложе). Даже оставшийся ни с чем шалопай Семен-Сильва тоже кое-что обрел: свободу, где ему никто не будет запрещать встречаться с одинокими дамами, где нет спятивших мальчишек, способных поджечь в порыве ревности дом любимой и спалить брюки соперника. Из сора человеческих отношений, в которых есть место и скандалам, и крикам, и обидам, рождается чудо семьи, дома, тепла и счастья. Чудо, в которое и не захочешь, а поверишь – настолько убедителен вампиловский сюжет, точна драматургия, незабываемы образы.
В этой пьесе много юмора, нежности, отчаяния, надежды. Ее ставили в советских театрах – в «Табакерке», на Таганке, в театральной компании «Свободная сцена» (Сарафанова играет Виктор Сухоруков), в театре «Сфера». Вспомним и знаменитый фильм с блистательным актерским составом – Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Николай Караченцов, Михаил Боярский…
Для молодого режиссера Анатолия Шульева – уже четвертая постановка в театре им. Маяковского. Имя Вампилова, как ни странно, появилось на афишах «Маяковки» впервые, оно как будто было здесь всегда – так гармонично вписался «Старший сын» в репертуар. Сарафанова играет Игорь Костолевский, мастерски и объемно раскрывая роль «блаженного» отца, незащищенного, недопонятого, великого в своей простоте, доверчивости и безыскусности. «Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести...» Тут виден чеховский персонаж и одновременно романтичный герой, которого Костолевский так же блистательно играл в фильме «Безымянная звезда». Словно учитель Марен Мирою живет теперь не в Румынии, а в Ново-Мыльникове, играет на кларнете на свадьбах и похоронах и пишет ораторию «Все люди – братья». Или все же не Марен Мирою: иной романтик, и идеал у него другой, и брюки короче, чем положено успешному музыканту, а в холодильнике треугольные пакеты молока, он прячет от детей горячительный «эн-зэ», ставит ноги немного неуверенно, и фигура его мягка.
А молодые герои (Нина – Полина Лазарева, Макарская – Юлия Соломатина, Бусыгин – Алексей Дякин, Сильва – Владимир Гуськов, Васенька – Станислав Кардашев, Кудимов – Илья Никулин) энергичны и неуемны. У Бусыгина энергия запрятана глубоко и едва мерцает. Франтоватый гибкий Сильва от ее избытка буквально искрится. Васеньку частенько переклинивает так сильно, что у него ломается пружинка, и он неожиданно становится похож на грустного, поникшего Арлекина. Образцовый Кудимов готов бежать одновременно и в ЗАГС и в казарму – но это оказывается никому не нужным умением, и он постепенно тускнеет. Женщины более устойчивы, их речь и движения сосредоточенны и решительны, они привыкли к своей строгости и полны требовательных восклицаний: Нина и Макарская понимают очень даже ясно, что «без мужа на этом свете не проживешь». В целом гармоничный актерский ансамбль (несмотря на необычную трактовку роли Бусыгина), очень интересные акценты.
И вот уже финальная сцена на фоне холодно поблескивающего окошками дома (художник-постановщик Мариус Яцовскис). По-петушиному вскидывающий ноги Сильва и Кудимов уехали восвояси, вокруг Сарафанова остались востребованный всеми старший сын, по-клоунски взъерошенный Васенька, две нежные хрупкие женщины – похожая на Жаклин Кеннеди Нина да «примкнувшая к ним» Макарская. Вокруг дома мрака не убавилось, он весь будто окутан сквозняком. Скрипит фонарь, а в глубине сцены громко свистит электричка, на которую так счастливо опоздал пригревшийся в тепле Бусыгин, – свистит этаким злым демоном, с грохотом проносящимся мимо дома Сарафановых.
комментарии(0)