0
4983
Газета Культура Печатная версия

26.04.2020 19:19:00

Дом для старшего сына, который опоздал на последнюю электричку

Театр имени Маяковского выходит в онлайн

Тэги: театр маяковского, онлайн, пандемия, коронавирус


театр маяковского, онлайн, пандемия, коронавирус Ансамбль молодых артистов и корифея Костолевского в этом спектакле убедителен. Фото с сайта www.mayakovsky.ru

Театр им. Маяковского, начавший год несколькими премьерами, так же, как и другие столичные зрелищные площадки, со зрителем не расстается. Онлайн-платформа театра работает по двум направлениям – это трансляции архивных спектаклей и встречи с артистами в формате «Маленьких вечеров». Это и повод вспомнить последнюю премьеру – спектакль по знаменитой пьесе Александра Вампилова «Старший сын».

18 исторических постановок «Маяковки» можно посмотреть на странице театра: здесь и ратитетная «Медея» в постановке Николая Охлопкова (1967 год), «Таланты и поклонники» (1971), «Сослуживцы» (спектакль 1973 года по пьесе Эльдара Рязанова – потом режиссер снимет по ней знаменитый «Служебный роман»), и записи свежих спектаклей. А «Маленькие вечера» – просмотры в записи творческих встреч, концертов и чтецких программ артистов театра – будут проходить каждую пятницу.

А Игорь Костолевский, который играет главную роль в «Старшем сыне», к слову, принял участие в международном проекте, который запустила итальянская Пинакотека Брера: артисты всего мира читают книги для детей, и Костолевский прочел «Мойдодыр» Корнея Чуковского.

Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» появилась в 1968 году в альманахе «Ангара» под авторским названием «Предместье». История случилась в условно-неопределенном глухом Ново-Мыльникове, где ложатся засветло, по мере сил организовывая свой скромный, если не убогий, быт и поддерживая существование в захолустье. Два шалопая отстали от последней электрички и попытались решить вопрос с ночлегом в холодную майскую ночь на незнакомой окраине, где все тепло сосредоточено разве что в искрах от короткого замыкания старой уличной электропроводки. Между тем тепло человеческое явно осталось в некоторых «ново-мыльниковских» домах. Надо всего лишь отыскать его, постучавшись в ту дверь, которую откроют и за которой ждут. Этот непростой вопрос удивительным образом был решен, и более чем положительно. Все действующие лица в финале нашли свое счастье. Сын нашел отца (правда, чужого), невеста – жениха (нежданного), и еще одна потенциальная невеста нашла жениха (пока условного и на 10 лет ее моложе). Даже оставшийся ни с чем шалопай Семен-Сильва тоже кое-что обрел: свободу, где ему никто не будет запрещать встречаться с одинокими дамами, где нет спятивших мальчишек, способных поджечь в порыве ревности дом любимой и спалить брюки соперника. Из сора человеческих отношений, в которых есть место и скандалам, и крикам, и обидам, рождается чудо семьи, дома, тепла и счастья. Чудо, в которое и не захочешь, а поверишь – настолько убедителен вампиловский сюжет, точна драматургия, незабываемы образы.

В этой пьесе много юмора, нежности, отчаяния, надежды. Ее ставили в советских театрах – в «Табакерке», на Таганке, в театральной компании «Свободная сцена» (Сарафанова играет Виктор Сухоруков), в театре «Сфера». Вспомним и знаменитый фильм с блистательным актерским составом – Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Николай Караченцов, Михаил Боярский…

Для молодого режиссера Анатолия Шульева – уже четвертая постановка в театре им. Маяковского. Имя Вампилова, как ни странно, появилось на афишах «Маяковки» впервые, оно как будто было здесь всегда – так гармонично вписался «Старший сын» в репертуар. Сарафанова играет Игорь Костолевский, мастерски и объемно раскрывая роль «блаженного» отца, незащищенного, недопонятого, великого в своей простоте, доверчивости и безыскусности. «Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести...» Тут виден чеховский персонаж и одновременно романтичный герой, которого Костолевский так же блистательно играл в фильме «Безымянная звезда». Словно учитель Марен Мирою живет теперь не в Румынии, а в Ново-Мыльникове, играет на кларнете на свадьбах и похоронах и пишет ораторию «Все люди – братья». Или все же не Марен Мирою: иной романтик, и идеал у него другой, и брюки короче, чем положено успешному музыканту, а в холодильнике треугольные пакеты молока, он прячет от детей горячительный «эн-зэ», ставит ноги немного неуверенно, и фигура его мягка.

А молодые герои (Нина – Полина Лазарева, Макарская – Юлия Соломатина, Бусыгин – Алексей Дякин, Сильва – Владимир Гуськов, Васенька – Станислав Кардашев, Кудимов – Илья Никулин) энергичны и неуемны. У Бусыгина энергия запрятана глубоко и едва мерцает. Франтоватый гибкий Сильва от ее избытка буквально искрится. Васеньку частенько переклинивает так сильно, что у него ломается пружинка, и он неожиданно становится похож на грустного, поникшего Арлекина. Образцовый Кудимов готов бежать одновременно и в ЗАГС и в казарму – но это оказывается никому не нужным умением, и он постепенно тускнеет. Женщины более устойчивы, их речь и движения сосредоточенны и решительны, они привыкли к своей строгости и полны требовательных восклицаний: Нина и Макарская понимают очень даже ясно, что «без мужа на этом свете не проживешь». В целом гармоничный актерский ансамбль (несмотря на необычную трактовку роли Бусыгина), очень интересные акценты.

И вот уже финальная сцена на фоне холодно поблескивающего окошками дома (художник-постановщик Мариус Яцовскис). По-петушиному вскидывающий ноги Сильва и Кудимов уехали восвояси, вокруг Сарафанова остались востребованный всеми старший сын, по-клоунски взъерошенный Васенька, две нежные хрупкие женщины – похожая на Жаклин Кеннеди Нина да «примкнувшая к ним» Макарская. Вокруг дома мрака не убавилось, он весь будто окутан сквозняком. Скрипит фонарь, а в глубине сцены громко свистит электричка, на которую так счастливо опоздал пригревшийся в тепле Бусыгин, – свистит этаким злым демоном, с грохотом проносящимся мимо дома Сарафановых. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2263
Про ближайшие премьеры телеэфира и онлайн-кинотеатров

Про ближайшие премьеры телеэфира и онлайн-кинотеатров

Вера Цветкова

О русской девушке в Японии, русской женщине в Аргентине и русских феминах на берегу Финского залива

0
9847
Всемирная организация здравоохранения опасается новой пандемии

Всемирная организация здравоохранения опасается новой пандемии

Данила Моисеев

Вспышка оспы обезьян в странах Африки может представлять угрозу всему миру

0
5133
Феномен роста спроса на детский киноконтент

Феномен роста спроса на детский киноконтент

Замедление YouTube открыло потенциальную аудиторию отечественных онлайн-кинотеатров

0
6432

Другие новости