0
5617
Газета Культура Печатная версия

19.04.2020 20:02:00

Анастасия Никулина: "Большая часть заявок – размышления о том, чему коронавирус нас может научить"

Куратор InGallery – о проекте, посвященном пандемии

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, выставка, искусство, анастасия никулина, интервью

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

83-6-5350.jpg
Жерар Петтити, художник из Монако,
пережидает карантин на севере Италии.
Жерар Петтити. Day 13 © InGallery
До 1 мая InGallery, резидент Cube.Moscow, принимает заявки на выставку "Curartine // ИЗОляция Сначала ее покажут виртуально, затем – офлайн. О том, как отличаются работы в зависимости от географии и времени подачи, и о том, с кем из художников галерея хотела бы работать дальше, куратора Анастасию НИКУЛИНУ спросила корреспондент «НГ» Дарья КУРДЮКОВА.

Анастасия, в Москве онлайн-выставку о пандемии сейчас показывает, к примеру, Laboratoria Art&Science Foundation, галерея «Триумф» запустила спецпроект «Чрезвычайное положение» о катастрофах и кризисах. Каким вы видите ваш будущий проект?

– Проект «Curartine // ИЗОляция» начался спонтанно как моя инициатива – мне хотелось перенаправить негативные мысли художников в продуктивное русло. Хотелось, чтобы у людей была возможность успокоиться, проанализировать и понять, как жить дальше в условиях стресса. Выйти из него с готовыми результатами на руках. 17 марта в соцсетях мы запустили open call со слоганом «Make art not panic»: мы принимаем работы, созданные с 1 января по 1 мая 2020-го. Может быть, мы были не первыми, кто так сделал, но точно одними из первых. Мне хотелось собрать разные произведения современного искусства и всесторонне обозреть «художественный карантин».

Какие заявки вы принимаете, что отбраковываете?

– Искусство, которое существовало бы в том же контексте, что и работы, которые мы обычно показываем в арт-пространстве Cube.Moscow. Созданное в период изоляции, во время, когда закрыты все галереи и музеи мира. Нам прислали заявки художники совершенно разного толка – от очень традиционных реалистов а-ля новые передвижники, и это, кстати, очень хорошие художники, до ультрасовременного концептуального искусства (например, изумительный перформанс Евгении Вороновой, проекты Кати Любавской), много даже тех, кто работает исключительно в digital art (например, фотографии Арсения Несходимого, цифровая живопись Анны Цвелл). Довольно быстро стало понятно, что придется их как-то классифицировать, поскольку не хочется завернуть две трети заявок. Поэтому 15 июня мы откроем онлайн-выставку на отдельном портале, где будет несколько разделов – реализм, абстракция, digital art и т.д. Туда войдет 90% присланных работ: единственным условием, которое я ставила для заявок, была качественная фото- или видеофиксация произведений, базовое портфолио и подробное описание проекта.

Много ли и из каких городов или стран пришло заявок, какой уровень работ?

– Пришло около 350 заявок. Преимущественно они поступают от российских авторов, но есть и из стран СНГ. Отдельные заявки были из Великобритании, США, Австрии и Италии. На севере Италии, например, сейчас пережидает карантин Жерар Петтити, известный автор из княжества Монако. У него в прошлом году была выставка в Московском музее современного искусства на Петровке. Средний уровень работ довольно высокий.

– Петтити, насколько я вижу по картинкам, прислал портреты, напоминающие кошмарические видения. Московская художница Саша Фортова, наоборот, сделала декоративные и, если не читать названий, вполне жизнерадостные картины с птичками.

– Большинство заявок, о которых я сейчас рассказываю, мы получили еще в марте. И вышеупомянутые художники именно из их числа. Эти заявки показывают реакцию того времени, когда пандемия только началась в РФ, и часто в таких работах так или иначе отражена идея #staysavestayhome. Саша Фортова пытается иронично выразить идею разных рекомендаций ВОЗ через образ диковинных птиц: например, там есть работы «Сохраняй дистанцию» или «Следи за гигиеной» – это очевидно и по названиям картин, и по сюжету картин, а ведь мы живем в эпоху, когда произведение уже практически не читается без экспликации и текста. Петтити же тут представляет вторую по популярности линию. Он пытается визуализировать страх от распространения вируса и пишет что-то вроде хроник, где на исковерканных портретах все персонажи – шуты в траурных коронах. Это было в марте. А сейчас мы подходим к той стадии, когда человек начинает задаваться вопросом, почему это произошло и зачем это нужно. И большая часть заявок – размышления на будущее о том, чему коронавирус нас может научить.

InGallery1904_b.jpg
Саша Фортова. Следи за гигиеной. 2020.
Фото предоставлено InGallery
Страны проходят стадии пандемии в разном темпе. Отличаются ли в зависимости от географии заявки художников?

– У нас не так много этих зарубежных заявок, поэтому точную статистику привести нельзя. Но, конечно, отечественное искусство переживает это намного проще. Для нас это пока скорее враг из телевизора. Люди больше рефлексируют над повседневными атрибутами пандемии – от масок до экономики – нежели над самой пандемией и вирусом. С другой стороны, изумительная концептуальная художница Катя Любавская прислала проект инсталляции, в которой она подвешивает прозрачные колонны, символизирующие разрушенную стабильность. Это именно то, что волнует нас больше всего. А вот иностранные работы очень часто посвящены именно болезни и смерти. Недавно пришла заявка из Италии, где на полотне изображены целые геометрические ряды из множества гробов. Автор иронично назвал свою работу псевдоабстракцией.

Одна из целей вашей галереи, что логично, – открытие новых имен. Во время open call появились художники, с которыми вы хотели бы потом продолжать работать?

– Мне очень понравились работы Макса Саввы. Новым именем его не назовешь, я его увидела впервые примерно полгода назад в питерском Музее стрит-арта, но совсем мельком. А потом он прислал нам заявку, и я действительно разглядела его талант и самость как художника. Именно после open call я также для себя открыла Сашу Фортову как диджитал-художника и большую мастерицу работы с тканью. Для себя я еще выделила несколько ориенталистские вещи Нисо Атахановой, графику Ники Черняевой и Насти Мотиной, проекты Ивана Мурзина, живопись Елизаветы Фроловой и скульптуру Юли Батыровой.

Вы упомянули об экономике. Какие коммерческие ожидания от проекта с таким фокусом?

– Для меня это некоммерческий проект. Но если мы что-то продадим на последующих выставках, то будем рады. Художники сейчас очень нуждаются в поддержке как моральной, так и материальной. Мы живем в удивительное время, когда коллекционеры могут купить работы, созданные в удивительно меняющемся мире. Обычно такое искусство – самое сильное, вспомнить хотя бы Россию с авангардом или искусством, появившимся после оттепели. У нас почему-то даже высокий соцреализм был возможен только в послереволюционное время и во время Великой Отечественной войны.

InGallery сотрудничает с довольно разношерстной группой художников. Чего вы ждете от пребывания на площадке Cube.Moscow, где резиденты часто меняются?

– Наша галерея основана около трех лет назад Ингой Легасовой, успешной предпринимательницей и дочерью академика Валерия Легасова, коллекционером и меценатом. Разношерстная группа художников в данном случае – это не совсем корректное определение. У нас несколько направлений работы и разные площадки. Помимо Cube.Moscow у нас до недавнего времени была большая площадка в Гостином Дворе, где выставлялись преимущественно художники-реалисты. В Cube.Moscow мы переехали чуть больше полугода назад, и я считаю, что это лучшее пространство для галерей-резидентов актуального современного искусства. Там хорошая программа поддержки галерей, и это та институция, которая будет продолжать воспитывать ценителей современного искусства, всячески помогать и поддерживать свои галереи, а не просто выступать арендодателем. Мало кто ставит себе такие ответственные задачи.

– Мне казалось, что практически у всех, кто занимается современным искусством, есть такие цели. Но галерейное дело - это еще и бизнес. Ваши продажи выросли? И не было ли стилистических противоречий с Cube.Moscow?

– Там мы выставляем исключительно молодых остроактуальных художников и признанных современных мастеров, так что никаких противоречий. Среди наших последних проектов выставки молодой фем-художницы Авроры Лоттон, классика русской графики Михаила Молочникова, изумительного живописца Арсения Блинова и скульптора Ольги Муравиной. Как я и сказала ранее, более традиционных художников-реалистов мы просто выставляем на других площадках. Что касается коммерческих ожиданий, думаю, они себя оправдали. Для нас важно, что в Cube.Moscow мы можем познакомиться с теми коллекционерами, которые нам интересны и которым интересно искусство нашей галереи.

В партнерах у галереи значатся Музей современной истории России, организация «Союз женских сил». Необычное сочетание для галереи...

– Почему же? Мы вместе делаем проекты, важные для общества. Музеям стараемся помогать и поддерживать в трудное для них время, также и с женскими организациями. Более того, мы еще будем сотрудничать с Музеем декоративно-прикладного искусства. Вместе мы планируем сделать выставку нашей художницы Ольги Соколовой, которая исследует историю русского лубка. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
1166
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
1172
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
3109
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
3053

Другие новости