0
9509
Газета Культура Печатная версия

14.04.2020 18:16:00

Профессура творческих вузов бьет тревогу

Выдающие деятели культуры боятся превращения профессии в самодеятельность

Тэги: творческие вузы, письмо, минкультуры, вступительные экзамены, вгик, владимир фокин, интервью


творческие вузы, письмо, минкультуры, вступительные экзамены, вгик, владимир фокин, интервью Вот так обычно проходят экзамены. Фото Дмитрия Коробейникова/PhotoXPress.ru

Педагоги трех творческих вузов – ВГИКа, ГИТИСа и института им. Щепкина – направили письмо министру культуры Ольге Любимовой и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. В своем обращении преподаватели призывают к совместному обсуждению проведения вступительных экзаменов в сегодняшних нестандартных условиях.

Известно, что прием в творческие вузы начинается задолго до выпускного в школе или колледже. За три месяца до первого экзамена начинаются прослушивания, в результате которых будущий абитуриент получает допуск на экзамены. На такие прослушивания приходят тысячи человек. Сегодня этот процесс по известным причинам еще не начался, а значит, приемная кампания – под угрозой, ни один вуз не найдет ресурсы для проведения экзаменов в сжатые сроки, даже если карантин будет отменен к лету.

Министерство образования рекомендует вузам, где зачисление идет не только по результатам ЕГЭ (проведение которого тоже под большим вопросом) и необходимы испытания, провести экзамены в онлайн-режиме. Именно это и вызывает тревогу у представителей творческих профессий. Профессура – а среди подписавших Владимир Меньшов, Владимир Хотиненко, Александр Михайлов, Вадим Абдрашитов, Алексей Учитель (ВГИК), Юрий Соломин (институт им. Щепкина), Владимир Андреев, Тамара Синявская, Серей Женовач, Нонна Гришаева Евгений Каменькович, Дмитрий Бертман, Валерий Гаркалин (ГИТИС) и др. – называет это решение «недопустимым и даже опасным», которое непременно приведет к «низкому качеству набора», так как в вуз может попасть «много случайных людей». Авторы письма подчеркивают, что любая творческая профессия, будь то актер, певец, сценограф или режиссер, непременно требует живого контакта. Монитор не передает нюансировку, пишется в письме, к тому же, если говорить о формальной стороне дела, не все будущие абитуриенты обеспечены соответствующей техникой, да и сам процесс наблюдения за, скажем, экзаменом по рисунку организовать невозможно. В результате, пишут авторы письма, онлайн-прием и процесс обучения онлайн «приведут нас в русло самодеятельности».

Специально для «Независимой газеты» ситуацию с приемными экзаменами прокомментировал народный артист РФ и профессор ВГИКа Владимир ФОКИН.

Владимир Петрович, насколько, на ваш взгляд, реально провести вступительные экзамены в онлайн-режиме?

– Абсолютно нереально! Это рекомендация людей, которые не имеют представления о том, как проходят вступительные экзамены в творческих вузах, как мы пытаемся тестировать абитуриентов, определять степень из одаренности и их права на обучение режиссерской или актерской профессии. Заочно такие вопросы не решаются.

Как вы проводите вступительные экзамены?

– Прошлым летом я набрал новый актерский и режиссерский курс и могу рассказать, как это происходило. Прослушивания актеров начинаются 1 апреля и заканчиваются в конце июля. Для того чтобы набрать студентов на 14 бюджетных мест, мы с моими коллегами прослушали 3578 человек или около того. Есть некие формальные задания, которые ребята должны подготовить: чтение басни, стихотворения, прозы, монолога. Следующие этапы куда сложнее – три тура по мастерству, потом еще один по пластике, затем по вокалу. Но самое главное – это коллоквиум, разговор глядя в глаза, когда ты интуитивно определяешь своего человека. У нас существует система мастерских, ее сложили отцы-основатели наших вузов, и заключается она в том, что мастер набирает близких себе по духу людей. Здесь нет возможности объективного, как, например, в химии, физике или алгебре, тестирования. Мы ищем людей своей группы крови, на этом строится вся история. Мастер ведет своих учеников от первого по последнего дня обучения. Поэтому каждый из нас, говоря о своей профессии, обязательно называет мастера, у которого он учился. Кто-то закончил мастерскую Алексея Владимировича Баталова, или Олега Павловича Табакова, Михаила Ромма и так далее. Я всегда называю своего мастера, у которого я закончил ВГИК и которому буду всегда благодарен, – Юрий Павлович Егоров.

Учеба в творческих вузах – это индивидуальная подготовка, а не массовая, которая бывает, например, в технических вузах. Дело в том, что я по первому образованию инженер и знаю, что такое поточная подготовка специалистов. Я говорю это без какой-то негативной коннотации – просто это другая система. Там огромное количество людей слушают лекции по высшей математике физике, химии, сопромату и другим дисциплинам. Потом самые талантливые выделяются, попадают в аспирантуру, докторантуру, но это единицы. У нас же все штучно! Поэтому и степень ответственности за прием гораздо выше. Мы не сможем угадать талантливого человека, который будет сидеть по ту сторону телевизионного экрана.

Люди зажимаются, стесняются, волнуются невероятно, потому что любое неверное слово может стоить карьеры, биографии. Ведь тут же, на месте я даю задания, этюды на те или иные случаи жизни. По реакции, по скорости и глубине понимания поставленной задачи возникают десятки, сотни нюансов, которые никогда не почувствуешь по интернету, нужен только живой контакт.

А что касается художников, ребят, которые сдают экзамен по рисунку, живописи, колориту и так далее? Или звукорежиссеров, у которых тончайшим образом проверяют слух? Ровно в такой же степени я всегда боюсь пропустить в профессию человека, который на нее не имеет права, но просто хорошо подготовился и произвел впечатление. Человека, которого ты точно сделаешь несчастным. Потому что невостребованные актеры – это катастрофа, особенно для мужчины.

Как вы занимаетесь сейчас со студентами?

– Я общаюсь с ними через интернет. С режиссерами нам проще: я могу смотреть их работы, читать их сценарии, мы собираемся и обсуждаем. Почти ничего не меняется, кроме тактильного контакта и прямого взгляда. С актерами все иначе, сложнее, ведь они должны каждый день приносить этюды, у них шесть раз в неделю занятия по актерскому мастерству. Мы с ними пытаемся заниматься по Zoom, я придумал свои способы общения с ними. Но они безумно рады хотя бы такому способу общения. Понимаете, это невероятным трудом дается – ощущение мастерской, общности. Ведь студенты мастерской остаются самыми лучшими друзьями на всю жизнь. Они себя ощущают семьей, называют себя фокинцами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2393
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2747
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
5331
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
5762

Другие новости