На платформе insidebruegel картину можно рассмотреть миллиметр за миллиметром. Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец. Около 1568. Музей истории искусств, Вена
Сайты, о которых пойдет речь, созданы не в период пандемии, но мы хотели бы напомнить о них именно сейчас. Это – результаты многолетних научных проектов, часть из которых продолжается. Высокотехнологичные платформы, где изображения можно рассмотреть гораздо крупнее, чем в натуральную величину, найти детали, которые порой трудно разглядеть живьем и о которых мы могли даже не подозревать.
1. Ян ван Эйк Closertovaneyck.be
Сайт Closer to Van Eyck: Rediscovering the Ghent Altarpiece появился в рамках междисциплинарного проекта, посвященного реставрации и исследованию Гентского алтаря (или алтаря «Поклонение мистическому Агнцу»). Одно из этапных в истории искусства произведений, созданное в 1420–1432 годах Губертом и Яном ван Эйками, сейчас отреставрировано на две трети, то есть проект продолжается, а с результатами работ можно ознакомиться на этой платформе. Здесь и отчеты, и рентгенограммы, с помощью которых – буквально – можно увидеть «подноготную» образов (это особенно важно из-за того, что алтарь был сильно записан, и авторскую живопись нам открывает нынешняя реставрация). Но, что для массового зрителя интереснее всего, тут есть макросъемка. Причем в гигантском разрешении. Многие фрагменты – а ранненидерландская живопись, как известно, славится как раз любовью к деталям – по-настоящему можно рассмотреть только так. Тем более что сам алтарь в соборе Св. Бавона (сейчас часть створок экспонируют на выставке «Ван Эйк. Оптическая революция» в Музее изящных искусств Гента) находится в специальном коробе, и подойти к нему близко нельзя.
Более того, на этом же сайте в рамках проекта VERONA (Van Eyck Research in Open Access) загружены – тоже в гигантском разрешении – другие произведения Яна ван Эйка. Включая те, что не привезли на нынешнюю ретроспективу мастера в Гент (там удалось собрать 13 из 20 – или 23 – сохранившихся работ). То есть, скажем, рассмотреть страсти Христовы в клеймах зеркала, вишню за окном, фигурку св. Маргариты (предположительно это она – покровительница рожениц) в изголовье кровати и разнообразную фактуру одежд героев «Четы Арнольфини» (итальянец Джованни Арнольфини был связан с торговлей дорогими тканями), физически небольшой картинки, прежде чем увидеть ее из-за плеч людей в лондонской Национальной галерее, лучше как раз здесь. Что касается выставки «Оптическая революция», видео получасовой экскурсии по ней появилось на прошлой неделе на странице Flemish Masters 2018–2020 на Facebook и на YouTube.
2. Иероним Босх Boschproject.org
До нашего времени дошли 24–25 картин Босха. В 2016-м был издан его каталог-резоне. Посвященный исследованию и сохранению его наследия международный проект (Bosch Research and Conservation Project – BRCP) стартовал в 2010-м. В 2016-м в родном городе художника Хертогенбосе, а затем в Мадриде, в Прадо прошли крупные ретроспективы. Голландцы спорили с испанцами об атрибуции, «отписывая» от корпуса работ Босха мадридские «Семь смертных грехов», «Искушение святого Антония» и «Извлечение камня глупости». Испанцы возражали: шутка ли, у Прадо – шесть работ Босха, больше, чем у всех остальных. Все это походило на отличный детектив – научный. Сайт вышел таким же. И пусть упомянутые вещи там идут как «мастерская или последователь», дело опять-таки в невероятной «лупе» – тысячах и десятках тысяч мегапикселей, что позволяет рассмотреть все-все и со всех концов света. В макросъемке, с помощью рентгенограмм, съемки в инфракрасном излучении, а еще через сравнение разных фрагментов: как, например, Босх писал всяких фантастических тварей или даже как он писал уши – да-да, вы не ослышались, это существенно для атрибуции. На этой платформе есть и живопись (в том числе работы некоторых последователей), и рисунки – фантастические вещи, позволяющие, как и технико-технологический анализ, заглянуть в творческую кухню мастера.
3. Питер Брейгель Старший Insidebruegel.net
Ретроспектива Питера Брейгеля Старшего, показанная в венском Музее истории искусств два года назад, стала самой посещаемой выставкой в истории музея – более 400 тыс. зрителей. Вена хранит крупнейшее собрание брейгелевских картин – 12 из примерно 40 сохранившихся, и перед выставкой там были осуществлены исследования (The Vienna Bruegel Project). Все венские произведения теперь – на платформе insidebruegel, как и в предыдущих двух случаях, с возможностью огромного увеличения и с «фильтрами» ренгтенограмм, съемки в инфракрасном излучении и т.д. Плюс к этим произведениям сейчас туда загружено «Поклонение волхвов под снегом» из швейцарского Винтертура (Музей Оскара Рейнхарта) – первое в европейской живописи изображение снегопада (наряду с венскими «Охотниками на снегу» как первым или одним из самых ранних пейзажей со снегом). А в «Охотниках...» можно разглядеть даже вывеску на таверне с предположительно св. Евстафием: этот патрон охотников почти незримо здесь присутствует, хотя представленный Брейгелем день у них и не задался. Но есть другие, почти микроскопические детали, которые даже на выставке мы бы едва ли могли разглядеть. В «Битве Масленицы и Поста» Брейгель, как он часто делал, кулисно размещает по бокам картины две группы персонажей: справа, на половине Поста, это просящая милостыню женщина, рядом с ней лежит, вероятно, болеющий ребенок, а рядом с тем – кто-то, уже полностью накрытый тканью... С левой стороны картины палач с кем-то играет в кости. Ну, играют и играют: только увеличив этот фрагмент сильно больше, чем он написан, замечаешь, что у палача выпала шестерка, а у его визави – единица...
4. Графика Питера Брейгеля Старшего Belgica.kbr.be
Это новое добавление к оцифровке произведений старых мастеров. Королевская библиотека Бельгии, недавно впервые представившая все свое собрание графики (преимущественно гравюр) фламандца на выставке «Мир Брейгеля в черно-белом цвете», выложил его в открытый доступ. Наряду с хрестоматийно знаменитыми здесь есть и менее известные работы, которые можно рассмотреть шаг за шагом, то есть миллиметр за миллиметром.
комментарии(0)