0
2358
Газета Культура Печатная версия

29.03.2020 18:14:00

К выходу двухтомника о художнице галерея "Ковчег" открыла выставку

Интонация линии Антонины Софроновой

Тэги: выставка, антонина, софронова, ковчег


выставка, антонина, софронова, ковчег Выставка работ Софроновой – одна из немногих, которые еще открыты для посещения. Фото агентства «Москва»

Юрий Петухов два года назад издал три огромных тома графики Михаила Соколова (см. «НГ» от 21.10.18), с которым была дружна Антонина Софронова (1892–1966). Нынешнее, на сегодня максимально полное, издание о Софроновой в какой-то степени выросло из того проекта. В двух томах – живопись и графика из частных и музейных собраний. На выставке «Характер искусства», курируют которую Юрий Петухов и Сергей Сафонов, частные коллекции и преимущественно графика. Что Софронову показывает именно «Ковчег», логично – ее персональную выставку эта галерея показала еще в 1999 году и с тех пор не раз обращалась к ее творчеству.

Антонина Софронова прошла, в частности, через обязательный для первой четверти XX века кубизм и беспредметность, но в истории осталась представительницей «тихого искусства». Линии немагистральной, но очень важной своим упрямым внутренним сопротивлением всяким навязываемым правилам. «Характер искусства» в заглавии теперешней выставки и адресует к записям 1919 года художницы о том, что «национальное в искусстве не в сюжете, а в характере искусства. Это своего рода тембр или оттенок».

Тембр ее творчества начала 1920-х – с одной стороны, рисованные простым графитным карандашом или углем и мелом «Конструктивные композиции», с другой стороны, например, сделанная из «осколков»-воспоминаний о кубизме «Венера у зеркала». В первом случае это экзерсисы с архитектоникой, динамическими построениями форм – отчасти сродни тому, что делала в беспредметном искусстве, например, одна из «амазонок авангарда» Любовь Попова. Во втором случае это диалог с извечной в культуре темой Венеры, будь то тициановская «Венера перед зеркалом» или какая другая. Свою вариацию Софронова как бы решает кубистически, но это такой условный кубизм, кубизм как прием, а не как система видения. Ее мясистая Венера (вот вам привет из студии авангардиста Ильи Машкова, которую она посещала с 1913 по 1917 год, а в 1914-м и выставлялась с «Бубновым валетом») – это не ломание формы ни «Авиньонских девиц», ни «Королевы Изабо» Пикассо. Скорее она сродни «Купальщице» Жоржа Брака (из Центра Помпиду). Но с той существенной разницей, что Софронова, словно иронизируя, добавляет в грубоватый образ – очень по-женски – акцент четко очерченных бровей и навязчивые завитушки на раме зеркала.

Художница участвовала в третьей выставке группы «Тринадцать», которая прошла в 1931 году, была растоптана критикой и положила конец существованию этого весьма разношерстного и очень самобытного объединения. И стихия Софроновой, кажется, все-таки ближе именно к «тихому искусству» коллег по группе «Тринадцать», в первую очередь Михаила Соколова. В ее показанной сейчас эскизно живописи как раз эскизность, умение ухватить настроение и, не отпуская его, передать всего несколькими штрихами и тонами, – главное. Это есть в холсте 1933-го «После грозы. У Кропоткинских ворот», где пасмурному небу вторит размокшая земля, по которой шлепают условные, как с детского рисунка, фигурки. И тут вспомнится не только Соколов, а в первую очередь француз Альбер Марке – с ним сравнивали Софронову. Свободный дух эскизности виден в одной из работ ее серии из Московского зоопарка: «Фазанчик на дереве». Это вязь сероватых, жемчужных, палевых мазков и нахохлившаяся черно-белая птица на ветке. На голове – красный мазок, маленький акцент, не только или даже не столько для «правды жизни» поставленный, сколько в виде «точки», делающей работу оконченной в художественном плане. Что-то вроде того coup de maitre, завершающего мастерского мазка, о котором говорил современник Софроновой Константин Истомин в связи со своими ставшими столь знаменитыми «Вузовками». У Истомина это был зеленый штрих, рефлекс на шее девушки слева.

Но главное здесь, безусловно, графика. В ней интонация линии меняется удивительно. То это акварельная дрема меланхоличной девочки в национальном костюме, увиденной будто сквозь какую-то пелену, то гудаутские женщины, рисунки с которыми Софронова строит на контрасте чеканных перовых линий и опять-таки акварельной размывки. А есть совсем другое. Острые, харáктерные зарисовки в «Игроках в карты» и «Беспризорниках» из цикла «Типы московских улиц». Тушь в первом случае и уголь во втором работают по-разному. «Нервная» линия перового рисунка – как нервический характер игры картежников, то вихрится, то идет стаккато штрихов. В «Беспризорниках» художница работает иначе, варьируя нажим и силу линии, которая, стало быть, ведет себя непредсказуемо. То аккуратно ведет силуэт, то «бросает» на середине; то идет спокойно, то – особенно в деловитой физиономии паренька на первом плане – с сильным нажимом. Так галочка носа, прямая линия сжатых губ да точки-глаза и в прямом, и в переносном смысле выводят на первый план характер. Характер искусства, интонацию линии. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1584
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
933
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
901
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2722

Другие новости