Денис Мацуев выступал перед пустым залом, а поклонники музыканта смотрели трансляцию в Сети. Фото пресс-службы МГАФ
New York Times выпустила подборку фотографий, объединенных заголовком «Великая пустота». Мегаполисы без людей застыли – величественно и тревожно. Там, где бил пульс жизни, – лишь ветер, или солнце, или мерцающий свет луны. Москва представлена необычно, кадром из Концертного зала им. Чайковского, 1505 пустых кресел – и два музыканта на сцене, виолончелист Александр Бузлов и пианист Лукас Генюшас. Зрелище сколь щемящее, столь и обнадеживающее: пока звучит музыка и есть те, кто ее слушает, пусть и в домашних условиях, мир не рухнул. Они играют ни для кого – и для всех: в трудные времена Московская филармония запустила проект трансляций «Домашний сезон».
Проект открыл Денис Мацуев – «Временами года» Чайковского и джазовыми композициями. Марафон подхватили Генюшас и Бузлов, гитарист Артем Дервоед и скрипач Никита Борисоглебский, а далее – пианисты Борис Березовский, Варвара Мягкова и их юная коллега Карина Тер-Газарян, Алексей Мельников, Николай Луганский, Андрей Гугнин, виолончелист Борис Андрианов. Здесь – и народные, и заслуженные, и артисты – пока – без званий, но со статусом лауреатов престижных конкурсов и любимцев публики. К последним совершенно точно относятся и ведущие трансляций – Артем Варгафтик и Ярослав Тимофеев.
Организовать такой масштабный проект с прямыми трансляциями именитых музыкантов может себе позволить только крупная концертная организация – ведь речь идет и о технической оснастке, и о возможности мобильного реагирования, так как ситуация в городе и стране меняется очень быстро. Специально для «НГ» об особенностях проекта рассказала пресс-секретарь филармонии Наталия Сурнина: «Первоначальная афиша «Домашнего сезона» сложилась очень быстро, буквально за пару дней и постоянно пополнялась. Музыканты с большим энтузиазмом откликнулись на эту идею, несмотря на то, что проект, рассчитанный до 10 апреля, сразу был задуман как благотворительный, все выступали без гонорара.
В связи с новыми карантинными мерами с 30 марта мы не сможем выходить в прямом эфире. Программа «Домашнего сезона» была переверстана: три концерта, запланированных для прямой трансляции, были экстренно записаны и будут показаны в ближайшее время. Также в обновленную афишу вошли записи последних лет из золотого фонда нашего видеокаталога и детские концерты, которые будут транслироваться днем, чтобы маленькие слушатели дома не скучали».
Так, в экстренном режиме было снято три концерта, первый из которых будет показан уже сегодня: кларнетист Валентин Урюпин, пианист Максим Емельянычев (ныне известные как успешные дирижеры) и виолончелист Александр Рамм исполнят музыку Бруха и Брамса. Трансляция концерта пианиста Дмитрия Маслеева из пустого зала пройдет 5 апреля, победитель Конкурса им. Чайковского включил в свою программу пьесы Форе, Глинки, Равеля, Чайковского, Глинки и Грига (в их числе – концертные обработки «Щелкунчика», «Жаворонка» и «Пер Гюнта»). А на следующий день для виртуальной аудитории сыграют супруги Анна Генюшене и Лукас Генюшас, в их исполнении прозвучат фортепианные дуэты Шуберта и Брамса.
Последний концерт в живой трансляции прошел вчера, в нем приняли участие Александр Рамм, скрипач Павел Милюков и пианист Филипп Копачевский, который накануне ответил на вопросы корреспондента «НГ» по телефону.
– Как на вашей творческой жизни отразилась нынешняя ситуация?
– Это очень печально, что так произошло. У меня нет концертов с 15 марта, мои последние выступления прошли в Вологде и Череповце, остальные были отменены. Я, как и все мы, очень надеюсь, что карантин не продлится слишком долго. Нам, музыкантам, приходится привыкать к другой жизни.
– К домашним занятиям и концертам в пустых залах?
– Домашние занятия – это даже плюс, у нас есть возможность больше работать и выучить что-то новое. Но хотелось бы, чтобы была возможность это что-то новое где-нибудь сыграть. Трансляции сегодня – это единственный выход, и я очень рад, что Московская филармония придумала и реализовала идею «Домашние сезоны», которые, на мой взгляд, сделаны замечательно, в том числе это очень важно с точки зрения звука и с точки зрения съемки. Это записи, которые останутся и будут переслушиваться вне зависимости от карантина и прочих обстоятельств.
– Сегодня вы играете уже вторую программу на «Домашних сезонах». Какие чувства вы испытывали, впервые выступая в пустом зале?
– Я и многие мои коллеги по «Домашнему сезону» сошлись во мнении, что очень сильно волнуемся. Человеку свойственно бояться чего-то неизвестного, непривычного, но стоит попробовать, и отношение изменяется. У меня лично было так, что я перед концертом действительно сильно нервничал – не знал, как это выглядит, не представлял, как я буду себя чувствовать, насколько это может быть неловко – сидеть и играть в пустом зале. Но в тот момент , когда я вышел на сцену, я почувствовал какое-то облегчение, если можно так выразиться. Мне даже было комфортно играть, не могу объяснить почему. Может, сработало это апокалиптическое ощущение: в пустом зале, в тишине, где нет никого, кроме операторов, да и то они настолько профессионально и беззвучно работали, что их практически не было заметно. Но при этом у меня было ощущение концерта, публики.
Я был приятно удивлен, что очень много человек посмотрело и эту трансляцию, и выступления моих коллег. И вот сегодня мы с Александром Раммом и Павлом Милюковым выйдем играть на сцену зала им. Чайковского, и у меня будет возможность еще раз окунуться в эти необычные ощущения.
– Вы играете трио Чайковского – это не так просто без репетиций. Вы уже исполняли его вместе?
– Мы играли это трио несколько раз, но все же собрались и репетировали один раз, полноценно и тщательно. Все были в масках, так как сейчас очень важно ответственно относиться к своему здоровью и здоровью близких.
Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о статистике просмотров, Наталия Сурнина ответила: «Наша техническая команда ведет статистику, аудитория каждой прямой трансляции – это сотни тысяч зрителей во всем мире, включая США и Канаду. Ежедневно мы получаем действительно огромное количество отзывов по всем каналам связи: в соцсетях, по электронной почте и даже по телефону. Люди присылают не только слова восторга и благодарности – они шлют рисунки, стихи, записывают видео аплодисментов». Что ж, хотелось бы скорее аплодировать live.
комментарии(0)