0
66083
Газета Культура Печатная версия

29.03.2020 18:07:00

Зрители присылают аплодисменты в записи

Как проходит "Домашний сезон" в Московской филармонии

Тэги: московская филармония, проект, домашний сезон, пандемия

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

московская филармония, проект, домашний сезон, пандемия Денис Мацуев выступал перед пустым залом, а поклонники музыканта смотрели трансляцию в Сети. Фото пресс-службы МГАФ

New York Times выпустила подборку фотографий, объединенных заголовком «Великая пустота». Мегаполисы без людей застыли – величественно и тревожно. Там, где бил пульс жизни, – лишь ветер, или солнце, или мерцающий свет луны. Москва представлена необычно, кадром из Концертного зала им. Чайковского, 1505 пустых кресел – и два музыканта на сцене, виолончелист Александр Бузлов и пианист Лукас Генюшас. Зрелище сколь щемящее, столь и обнадеживающее: пока звучит музыка и есть те, кто ее слушает, пусть и в домашних условиях, мир не рухнул. Они играют ни для кого – и для всех: в трудные времена Московская филармония запустила проект трансляций «Домашний сезон».

Проект открыл Денис Мацуев – «Временами года» Чайковского и джазовыми композициями. Марафон подхватили Генюшас и Бузлов, гитарист Артем Дервоед и скрипач Никита Борисоглебский, а далее – пианисты Борис Березовский, Варвара Мягкова и их юная коллега Карина Тер-Газарян, Алексей Мельников, Николай Луганский, Андрей Гугнин, виолончелист Борис Андрианов. Здесь – и народные, и заслуженные, и артисты – пока – без званий, но со статусом лауреатов престижных конкурсов и любимцев публики. К последним совершенно точно относятся и ведущие трансляций – Артем Варгафтик и Ярослав Тимофеев.

Организовать такой масштабный проект с прямыми трансляциями именитых музыкантов может себе позволить только крупная концертная организация – ведь речь идет и о технической оснастке, и о возможности мобильного реагирования, так как ситуация в городе и стране меняется очень быстро. Специально для «НГ» об особенностях проекта рассказала пресс-секретарь филармонии Наталия Сурнина: «Первоначальная афиша «Домашнего сезона» сложилась очень быстро, буквально за пару дней и постоянно пополнялась. Музыканты с большим энтузиазмом откликнулись на эту идею, несмотря на то, что проект, рассчитанный до 10 апреля, сразу был задуман как благотворительный, все выступали без гонорара.

В связи с новыми карантинными мерами с 30 марта мы не сможем выходить в прямом эфире. Программа «Домашнего сезона» была переверстана: три концерта, запланированных для прямой трансляции, были экстренно записаны и будут показаны в ближайшее время. Также в обновленную афишу вошли записи последних лет из золотого фонда нашего видеокаталога и детские концерты, которые будут транслироваться днем, чтобы маленькие слушатели дома не скучали».

Так, в экстренном режиме было снято три концерта, первый из которых будет показан уже сегодня: кларнетист Валентин Урюпин, пианист Максим Емельянычев (ныне известные как успешные дирижеры) и виолончелист Александр Рамм исполнят музыку Бруха и Брамса. Трансляция концерта пианиста Дмитрия Маслеева из пустого зала пройдет 5 апреля, победитель Конкурса им. Чайковского включил в свою программу пьесы Форе, Глинки, Равеля, Чайковского, Глинки и Грига (в их числе – концертные обработки «Щелкунчика», «Жаворонка» и «Пер Гюнта»). А на следующий день для виртуальной аудитории сыграют супруги Анна Генюшене и Лукас Генюшас, в их исполнении прозвучат фортепианные дуэты Шуберта и Брамса.

Последний концерт в живой трансляции прошел вчера, в нем приняли участие Александр Рамм, скрипач Павел Милюков и пианист Филипп Копачевский, который накануне ответил на вопросы корреспондента «НГ» по телефону.

Как на вашей творческой жизни отразилась нынешняя ситуация?

– Это очень печально, что так произошло. У меня нет концертов с 15 марта, мои последние выступления прошли в Вологде и Череповце, остальные были отменены. Я, как и все мы, очень надеюсь, что карантин не продлится слишком долго. Нам, музыкантам, приходится привыкать к другой жизни.

К домашним занятиям и концертам в пустых залах?

– Домашние занятия – это даже плюс, у нас есть возможность больше работать и выучить что-то новое. Но хотелось бы, чтобы была возможность это что-то новое где-нибудь сыграть. Трансляции сегодня – это единственный выход, и я очень рад, что Московская филармония придумала и реализовала идею «Домашние сезоны», которые, на мой взгляд, сделаны замечательно, в том числе это очень важно с точки зрения звука и с точки зрения съемки. Это записи, которые останутся и будут переслушиваться вне зависимости от карантина и прочих обстоятельств.

Сегодня вы играете уже вторую программу на «Домашних сезонах». Какие чувства вы испытывали, впервые выступая в пустом зале?

– Я и многие мои коллеги по «Домашнему сезону» сошлись во мнении, что очень сильно волнуемся. Человеку свойственно бояться чего-то неизвестного, непривычного, но стоит попробовать, и отношение изменяется. У меня лично было так, что я перед концертом действительно сильно нервничал – не знал, как это выглядит, не представлял, как я буду себя чувствовать, насколько это может быть неловко – сидеть и играть в пустом зале. Но в тот момент , когда я вышел на сцену, я почувствовал какое-то облегчение, если можно так выразиться. Мне даже было комфортно играть, не могу объяснить почему. Может, сработало это апокалиптическое ощущение: в пустом зале, в тишине, где нет никого, кроме операторов, да и то они настолько профессионально и беззвучно работали, что их практически не было заметно. Но при этом у меня было ощущение концерта, публики.

Я был приятно удивлен, что очень много человек посмотрело и эту трансляцию, и выступления моих коллег. И вот сегодня мы с Александром Раммом и Павлом Милюковым выйдем играть на сцену зала им. Чайковского, и у меня будет возможность еще раз окунуться в эти необычные ощущения.

Вы играете трио Чайковского – это не так просто без репетиций. Вы уже исполняли его вместе?

– Мы играли это трио несколько раз, но все же собрались и репетировали один раз, полноценно и тщательно. Все были в масках, так как сейчас очень важно ответственно относиться к своему здоровью и здоровью близких.

Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о статистике просмотров, Наталия Сурнина ответила: «Наша техническая команда ведет статистику, аудитория каждой прямой трансляции – это сотни тысяч зрителей во всем мире, включая США и Канаду. Ежедневно мы получаем действительно огромное количество отзывов по всем каналам связи: в соцсетях, по электронной почте и даже по телефону. Люди присылают не только слова восторга и благодарности – они шлют рисунки, стихи, записывают видео аплодисментов». Что ж, хотелось бы скорее аплодировать live. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

Михаил Сергеев

Список индустриальных инициатив сократился в полтора раза

0
327
Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Иван Родин

Судебная система пытается реагировать на дефицит кадров

0
608
Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
4027
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
3029

Другие новости