Увы, сегодня в Москву уже не стремятся. Но надо быть оптимистами. Фото Елены Леховой с сайта www.trisestry.uralopera.ru
Сегодня, в День театра, жюри российской оперной премии Casta Diva объявило лауреатов за 2019 год. Гала-концерт традиционно проводится в октябре, месяце, когда прошла премьера первой сохранившейся в мире оперы – «Эвридики» композитора Якопо Пери и либреттиста Оттавио Ринуччини. С надеждой на возвращение планеты к привычному течению жизни организаторы запланировали вручение премий на 15 октября, оно пройдет в театре «Новая Опера».
Итоги премии Casta Diva демонстрируют тенденции российского оперного театра последних лет, а именно – беспрецедентное (по крайней мере в новом веке) тяготение театра и публики к сочинениям XX и XXI веков, интерес к редким операм, открытие новых – для России и мира – партитур. Так, в основных номинациях – «Событие года» и «Спектакль года» – победили постановки опер Петера Этвёша, Бенджамина Бриттена и Игоря Стравинского. Событием года названы «Три сестры» Этвёша – продукция театра «Урал Опера Балет», что, к слову, демонстрирует еще одну тенденцию – креативный всплеск (менеджерский, репертуарный, исполнительский) за пределами столиц, к тому же настолько качественный, что выводит театры на первые позиции по стране.
Номинация «Спектакль года» впервые в истории премии была выведена в двух категориях – оригинальная постановка и результат копродукции. В первой победила опера «Поругание Лукреции» Бриттена в постановке режиссера Екатерины Одеговой, художника Этель Эошпы и дирижера Яна Латама-Кёнига (театр «Новая Опера»), во второй – «Похождения повесы» Стравинского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, который появился в результате копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе. Московская постановка была проведена на столь высоком музыкальном уровне (дирижировал Тимур Зангиев, а главную роль, в частности, пел лауреат Casta Diva за 2018 год Богдан Волков), что этот спектакль не мог остаться незамеченным.
Наконец, специальной премии жюри под председательством музыкального критика и проректора Российского государственного института сценических искусств Елены Третьяковой удостоился еще один спектакль этого театра: партитура российского композитора Александра Вустина «Влюбленный дьявол» была впервые представлена миру.
В персональных номинациях победили певцы Екатерина Губанова и Евгений Никитин – блистательные интерпретаторы опер Вагнера, Верди и Пуччини, певшие на ведущих сценах мира. Статус Никитина, в частности, подтверждает и его приглашение в нью-йоркскую Метрополитен-опера на замену Брину Терфелю, одному из лучших вагнеровских певцов в мире.
Одна из важнейших номинаций премии – «Взлет» – как правило, не ошибается, ее лауреаты выходят на первые позиции мировой оперной сцены. В 2019 году жюри отметило Елену Стихину, за несколько лет преодолевшую расстояние от Владивостока до Австрии и Франции, покорившую взыскательного оперного зрителя и критика своей Медеей на Зальцбургском фестивале и Ярославной в Парижской опере.
Лучшей зарубежной певицей названа Марлиз Петерсен за две работы в Баварской опере – Саломею в опере Рихарда Штрауса и Мариетту/Мари в опере Корнгольда «Мертвый город». В номинации «Лучший зарубежный певец» победил Кристофер Мальтман за воплощение образа Эдипа в одноименной опере Джордже Энеску (Зальцбургский фестиваль) и другие партии.
Наконец, впервые в лауреаты премии Casta Diva по рангу европейского события вышла русская опера, а именно «Сказка о царе Салтане» в постановке Дмитрия Чернякова (спектакль брюссельского Ла Монне сегодня доступен онлайн – театр открыл свои архивы). Это и победа самого режиссера, который стремится вывести оперы Римского-Корсакова на мировую арену.
Возвращаясь к «Эвридике» Пери, положившей начало 400-летней истории оперы, премьера ее новой постановки в театре Флоренции намечена на 13 июня – и пока не отменена. Будем надеяться, спектакль состоится, а карантин останется лишь в тревожных воспоминаниях.
комментарии(0)