Захарова и Репин успели показать свою знаменитую программу. Фото Алексея Иванова предоставлено пресс-службой фестиваля
В Новосибирске состоялось долгожданное открытие VII Транссибирского арт-фестиваля – несмотря на массовые отмены концертов и спектаклей в театрах и других культурных институциях города. Хотя фестиваль открывала не премьера, а известная во всем мире программа художественного руководителя фестиваля Вадима Репина и балерины Светланы Захаровой «Па-де-де на пальцах и для пальцев». В данной ситуации она воспринималась как экстраординарное событие.
Как и во всех остальных городах России, здесь введено чрезвычайное положение, жертвами которого стали прежде всего культурные учреждения и зрители, не сумевшие попасть на самые ожидаемые мероприятия сезона. Поэтому до последнего висевший на волоске Транссибирский фестиваль стал тем глотком свежего воздуха, к которому устремились многочисленные обделенные впечатлениями меломаны. Фестиваль проводится уже в седьмой раз: филармония заняла сдержанно-выжидательную позицию – равно как и большая часть зрителей, отказавшаяся сдавать приобретенные билеты. Но и этот бастион пал – вчера было объявлено о закрытии филармонии.
Концертное открытие приобрело статус взбудоражившего общественность светского выхода и в то же время – в условиях глобальной борьбы с вирусом – серьезного вызова обстоятельствам. Как правило, фестиваль представляет несколько знаковых имен и громких всероссийских премьер, какими становились сочинения Софии Губайдулиной, Александра Раскатова и других. В этом же году руководители приняли решение разделить программу на две части – концерты с участием зарубежных гастролеров, в числе которых дирижеры Казуки Ямада и Андрес Мустонен, скрипачка Клара Джуми-Кан, коллективы Plattform К+К Vienna и Hortus Musicus, были перенесены на сентябрь.
«Нами был сделан выбор, и сегодня я вижу, что он был замечательным», – сказал Вадим Репин в своем приветственном слове, встреченном овацией. Совершенно очевидно, что только благодаря авторитету художественного руководителя и доверию со стороны публики это событие смогло состояться. Программа представляла собой роскошный гала-концерт в сопровождении Новосибирского филармонического камерного оркестра. Формат спорный, однако трактованный звездной парой тонко и необычайно лирично. Россыпь скрипичных шлягеров Паганини, Мендельсона и Сарасате в исполнении Вадима Репина перемежалась с хореографическими номерами из балетов разнообразных стилистик, воплощенных Светланой Захаровой и ее партнерами – блистательными солистами Большого театра. Идиоматический «Умирающий лебедь» удачно взаимодействовал со стилизованной под классику хореографией Бигонцетти в любовных дуэтах из его балетов «Караваджо» и «Progetto Händel». Эти номера стали тем самым одухотворяющим компонентом программы, который выводит ее на совершенно иной уровень; изысканная поэтичность хореографии и драгоценная точность ее исполнения вкупе со сдержанной интерпретацией Вадима Репина сообщают гала вкус и даже некую трепетность. Для звездной пары программа остается нежно любимой, а пронзительная, совершенно зримая радость навстречу друг другу делает творческое взаимодействие теплым и успокаивающе незыблемым в сумбурное время.
Встречались и иронические страницы, оттеняющие лирику, – Дивертисмент для двух скрипок Игоря Фролова с его освежающим слух музыкально-джазовым звучанием, а также финальный «Хоровод духов» хореографа Йохана Кобборга на музыку скерцо Баццини – обаятельный юмористический номер с участием сразу трех премьеров и вновь сменившей образ Светланы Захаровой в облике задорной девочки-подростка.
Сам факт подобного воспарения над пандемией и обрушением культурной жизни вызывает и недоумение, и восхищение. И все же восторженные эмоции преобладают: уже известно, что все остальные концерты фестиваля пройдут в онлайн-трансляции. Тем не менее пролог стал подтверждением и смелости руководителей противостоять обстоятельствам, и зрительской преданности.
Новосибирск
комментарии(0)