К финалу Голландец (Альберто Домен) спустился с портика Зала имени Чайковского на сцену. Фото Ивана Андреева предоставлено пресс-службой оркестра
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением своего худрука и главного дирижера Александра Сладковского представил в Концертном зале имени Чайковского новую программу – концертное исполнение оперы Вагнера «Летучий голландец» с интернациональной командой солистов, где русские певцы работали вместе с одним из самых знаменитых вагнеровских басов Альберто Доменом.
Как показывает статистика, титульный оркестр Татарстана столичная публика любит: свободных мест на концертах в Московской филармонии практически нет, а абонемент на следующий сезон был полностью раскуплен всего за неделю (это отличный показатель, учитывая, что абонементов более двух сотен). Не в последнюю очередь оркестр выбирают из-за программ – Сладковский подбирает для московской афиши крупные симфонические полотна (в том числе Брукнера, Рихарда Штрауса и Малера), приглашает именитых зарубежных и российских солистов.
В этот раз он пошел нетривиальным путем – сделал ставку на редко звучащее оперное сочинение. Добавим, редко звучащее в Москве: Вагнер при вполне конкурентной среде солистов столичных оперных театров остается терра инкогнита (особенно по сравнению с северным соседом, где большинство вагнеровских шедевров освоено давно, включая тетралогию «Кольцо нибелунга»). Хотя кое-что в последние сезоны все же было – «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» в Новой Опере, «Запретная любовь» в Геликон-опере, «Тангейзер» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, да и сам «Летучий голландец» был возобновлен в Большом театре (и пару раз привозили на «Золотую маску» из регионов), но быстро из репертуара вышел.
Очевидно, на это и делал ставку Сладковский в первую очередь, во вторую – на солиста Мариинки Евгения Никитина, одного из эталонных Голландцев современности. Но по стечению обстоятельств Никитин с этой же партией улетел на замену заболевшему Брину Терфелю в нью-йоркскую Метрополитен-опера. В результате у москвичей появилась возможность услышать певца, чью славу в свое время составили именно вагнеровские партии, а его коронной ролью считается Вотан, с которым он блистал на европейских и американских сценах, включая уже названную Метрополитен-опера. Сказать, что сегодня Домен в идеальной форме, было бы преувеличением, но певец берет другим: артистически его исполнение настолько прочувствованно, настолько эмоционально прожито и проинтонированно, что можно простить ему и отсутствие долгого дыхания, и даже некоторую мелодекламацию. К тому же партия Голландца написана на его родном языке, а его звучание в демонической партии Летучего Голландца само по себе образно.
Вместе с Натальей Мурадымовой из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (в «Тангейзере» на родной сцене она исполняет Елизавету) они составили яркий дуэт чуткой, но сильной духом Сенты и харизматичного Голландца.
Оркестру, надо сказать, партитура далась не так просто. Опера – забег на длинную дистанцию, требующая от музыкантов симфонического оркестра, видимо, особого настроя. Старт оказался неудачным. но постепенно Сладковский обуздал и оркестровую, и хоровую массы (в исполнении принимали участие московские «Мастера хорового пения»), и большая картина в начале третьего действия прошла так выразительно, что страх моряков от встречи с инфернальной силой можно было буквально почувствовать кожей – так же как и мольбы Эрика (Артем Сафронов), отчаяние Голландца, решительность Сенты и трепет толпы в финале оперы.
комментарии(0)