Борщом по рецепту героини зрителей угощают в финале спектакля. Фото © театр «Школа современной пьесы»
Спектакль «Фаина. Эшелон» создан на основе воспоминаний матери режиссера и художественного руководителя театра Иосифа Райхельгауза и воспринимается как своеобразная поминальная молитва. Судьба Фаины Райхельгауз отражает жизненный путь многих людей, подвергшихся во время Великой Отечественной войны трагическим испытаниям и потерям.
Главную роль играет Елена Санаева. Неторопливо, словно старая знакомая за столом, она рассказывает историю Фаины как свою собственную. И одновременно варит борщ. Нарезает капусту, жарит заправку, добавляет кетчуп… Запах борща постепенно наполняет весь «Зимний сад», зал, в котором происходит действо. Запах борща смешивается с запахом дыма, потому что зрители словно едут в поезде, даже пол под стульями трясется, как в вагонах. Но в то же время сидят все за длинным обеденным столом. Такой же длинный был стол, когда закончилась война, и на юге уже вовсю цвела сирень, и пахло сиренью возле каждого дома. А за столом пели песни: еврейские, русские, украинские. И во время спектакля звучат те же самые песни, воссоздавая ту атмосферу.
На экранах – движущийся поезд, уносящий с собой в пугающую неизвестность близких людей: семью Фаины, Альберта Филозова, Любовь Полищук, Льва Дурова… Стены – словно пролетающие мимо леса, поля, которые видно сквозь стекла в окнах вагонов. Художник Мария Трегубова придумала интересные декорации, которые создают эффект движения в поезде. Зрители словно ощущают на себе все происходящее, оказываются внутри виртуальной реальности. Потрясает внимание к деталям: декорации переносят в военное время – те же столы, вышитые вручную скатерти, стулья, железные миски и кружки.
Режиссер Иосиф Райхельгауз снова и снова возвращается к моменту, когда Фаина, будучи ребенком, теряет во время бомбежки эшелона и мать, и отца. Мать для нее навсегда осталась молодой, красивой – читающая сказки Пушкина, говорящая и поющая на идиш. И в то же время не может выйти из головы Фаины картина: лицо матери превратилось в кровавое месиво, а ноги оторвало при взрыве. Мать играет Татьяна Циренина. Тонкий и лирический образ возникает из дыма в белом платье и балетках, вечно молодая мать с лампой в руках, сеющая вокруг себя свет и мечту.
На глаза у людей наворачивались слезы, когда они слушали правдивые истории о войне. Чудовищная история, когда немца заставили закопать живьем своих детей, рожденных ему еврейкой. Или слезы радости при чудесном спасении подруги Фанечки из гетто или при воссоединении главной героини со старшей сестрой спустя годы…
Наконец война закончена. Фаина вышла замуж за красавца, героя войны, дошедшего до Берлина, который на подаренном ему именном мотоцикле приехал в отпуск повидать родителей. А затем Одесса, коммуналка, свой фруктовый сад, море.
И все это Елена Санаева рассказывает спокойным голосом, плавной интонацией, иногда отвлекаясь на готовку. «Сейчас капустку положу, свекла иногда бывает несладкая…» Зрителей же переполняют эмоции и чувства.
Всех желающих в конце спектакля ждала тарелка супа, который сварен актрисой по фирменному рецепту ушедшей от нас Фаины Райхельгауз.
комментарии(0)